В рамках реализации п.4 Порядка межведомственного взаимодействия на территории Воронежской области в случае предупреждения рецидивного поведения и стабилизации психологического состояния ребенка (утвержден постановлением КДНиЗП правительства Воронежской области от 24.03.2022) и с целью повышения эффективности психологического сопровождения субъектов образовательной среды образовательных организаций Воронежской области (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, администрации образовательных организаций) в 2018 году на базе ГБУ ВО «ЦПППиРД» создана антикризисная группа.
В состав группы включены психологи и методисты Центра, прошедшие специальную профессиональную подготовку по профилактики ситуаций суицида (попытки) несовершеннолетних, буллинга и пролонгированного агрессивного поведения в отношении обучающихся и педагогов в образовательных организациях.
Специалисты группы в ОО:
1. Оказывают экстренную и кризисную (пролонгированную) психологическую помощь обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогам, администрации образовательных организаций.
2. Способствуют снижения интенсивности острых стрессовых реакций у субъектов образовательной среды (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, администрации образовательных организаций), пострадавших в кризисных, чрезвычайных ситуациях, стабилизации их актуального психического состояния.
3. Проводят мероприятия по профилактике возникновения у пострадавших отдаленных психических последствий в результате воздействия психотравмирующего события.
4. Реализуют комплекс мер (психодиагностика, профилактика) по превенции возможных рисков социально-психологической дезадаптации обучающихся.
5. Проводят мероприятия третичной профилактики суицидального, антивитального, социально-дезадаптивного поведения обучающихся.
Группа оснащена компьютерными мобильными комплектами психодиагностики, которые позволяют оперативно оценивать наличие маркеров кризисного (суицидального, агрессивного) поведения, уровень сформированности антисоциальных ресурсов и стратегий поведения детей, вовлеченных в кризисную ситуацию (класс, группа, параллель, поток).
С целью организации эффективного психологического сопровождения субъектов образовательной среды образовательных организаций Воронежской области (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, администрации образовательных организаций) в кризисных и чрезвычайных ситуациях специалисты антикризисной группы проводят в образовательной организации следующие мероприятия:
№ п\п |
Мероприятие |
Краткое описание |
Цель\результат |
Временные ресурсы |
|
||||
1 |
Проведение выездного консультативного пункта (на базе ОО) для обучающихся (в т.ч. в составе семьи), находящихся в кризисных ситуациях/состояниях. |
Проведение индивидуальных и/или групповых (семейных) психологических кризисных консультаций. |
Стабилизация психологического состояния обучающихся. Снижение интенсивности острых стрессовых реакций. Первичная диагностика риска развития негативных проявлений/склонности к суицидальному, самоповреждающему поведению. Рекомендации по дальнейшему психолого-педагогическому сопровождению класса\группы, обучающихся. Разработка (совместно с представителями ОО) внутришкольного плана по сопровождению обучающегося (в т.ч. в составе семьи), находящегося в кризисной ситуации. |
6-8 часов, включая предварительное информирование обучающихся.
40 – 90 мин. (1 индивидуальная консультация). |
2 |
Диагностика факторов риска социально-психологической дезадаптации (в т.ч. суицидальных рисков) среди обучающихся. |
Скрининг (групповое тестирование). |
Выявление обучающихся группы риска по суицидальному, самоповреждающему поведению и другим негативным поведенческим проявлениям для планирования и проведения с ними профилактической работы. |
Возможно проведение компьютерной диагностики (45 мин.) с последующим послетестовым интервьюированием «группы риска». |
3 |
Информационная беседа о возможностях получения психологической помощи в трудных жизненных ситуациях. |
Проведение/участие в уроке, классном часе, тренингового занятия с раздаточным материалом. |
Превенция возможных рисков социально-психологической дезадаптации обучающихся в виде негативных проявлений. |
60 – 90 мин. (групповая консультация от 11 обучающихся). |
|
||||
4 |
Практическое занятие для педагогов с элементами тренинга: «Принципы эмоциональной регуляции в стрессовых ситуациях. Методы сохранения психологического здоровья». |
Практическое занятие для педагогов с элементами тренинга. |
Профилактика эмоционального выгорания работников ОО, как способ поддержания продуктивной работоспособности и успешного продления профессионального долголетия. Овладение навыками совладающего поведения. Профилактика возникновения кризисных ситуаций в ОО. |
Группа от 12 до 15 человек.
60 – 90 мин. |
5 |
Семинар по профилактике суицидального самоповреждающего поведения обучающихся, другим негативным проявлениям, в том числе Интернет угрозам.
|
Проведение/участие в педагогическом собрании с презентацией и раздаточным материалом.
|
Информирование по признакам кризисного состояния обучающихся. Выявлению группы риска по Интернет угрозам. Организация профилактической помощи для обучающихся. |
Группа от 12 человек.
60 – 90 мин. |
6 |
Организация очной и дистантной форм групповых и индивидуальных супервизий, методического сопровождения педагогов-психологов образовательных организаций, осуществляющих профилактику социально-психологической дезадаптации обучающихся (в т.ч. факторов риска суицидального поведения), сопровождение несовершеннолетнего(их), пережившего(их) психотравмирующее событие. |
Методическое и супервизорское сопровождение сложных (кризисных) случаев, участие в формировании и проведении мероприятий, направленных на профилактику социально-психологической дезадаптации среди обучающихся (в т.ч. суицидального, самоповреждающего поведения). |
Разработка (совместно с представителями ОО) внутришкольного плана по профилактике суицидального поведения и других негативных проявлений у обучающихся. Совершенствование компетенций педагогов в части касающейся превенции негативных проявлений среди обучающихся. Профилактика профессионального выгорания педагогов. |
По согласованию |
|
||||
7 |
Проведение выездного консультативного пункта (на базе ОО) для родителей обучающихся (находящихся в кризисных ситуациях/состояниях). |
|
Разработка (совместно с представителями ОО) внутришкольного плана по сопровождению обучающегося (в т.ч. в составе семьи), находящегося в кризисной ситуации.
|
4 часа.
40 – 90 мин. (1 индивидуальных консультация)
30 – 90 мин.
Группа от 7 человек
|
Перечень мероприятий и их содержание могут корректироваться в зависимости от запроса образовательной организации. Работы проводятся по согласованию с администрацией образовательной организации на основе письменного запроса на имя руководителя ГБУ ВО «Центр психолого-педагогической поддержки и развития детей» Крапивиной Валентины Федоровны.
Контакты: заместитель руководителя Центра - Насонова Дина Викторовна, тел. 2343872; e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..