ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
«ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ»

Как справиться с чувством собственной беспомощности?

Чувство беспомощности может быть объективно по отношению к какой-либо ситуации, т.е., ее нельзя изменить, или субъективно – то есть, ситуацию кажется, что нельзя изменить. Чтобы отличить одно от другого – начните действовать, даже если вам кажется, что действия не принесут результата. Это может быть просто сбор дополнительной информации о ситуации, что поможет подтвердить или опровергнуть ее безнадежность. В любом случае, можно реализовывать принцип: делай, что должно, и будь, что будет.

Хороший способ избавиться от чувства беспомощности – начать делать то, что у вас хорошо получается, даже если это самые простые действия.

 

 

Как справиться со стрессом на работе и эмоциональным выгоранием?

Возможно Ваш стресс и выгорание связаны с высокой нагрузкой на работе, с эмоционально-напряженной ситуацией. Подумайте, может быть, есть часть ответственности, от которой у Вас есть возможность отказаться, задумайтесь над приоритетами своей деятельности.

Хороший способ отреагировать стресс – поделиться своими переживаниями с друзьями, с близкими.

Энергия внутренних переживаний, эмоциональное напряжение эффективно канализируются через физические нагрузки.

Оставляйте работу «на работе», не приносите ее с собой домой. Переключайте свои внимание, деятельность, переживания на другие важные и интересные фигуры своей жизни.

 

 

Как работать с детьми группы риска, с социально-рискованным поведением учащихся?

Как правило дети группы риска – это подростковая возрастная категория. Причины социально-рискованного поведения различны:

- потребность вырваться из-под контроля взрослых;

- потребность отстаивать собственные желания и решения, стремление к самостоятельности;

- недостаток внимания и ощущения любви в семье;

- конформизм;

- апробация различных социальных ролей, в т.ч. негативных;

- любопытство;

- агрессивность пубертатного или психотравматического поведения;

 - несформированность суперэго;

- короткое мышление, т.е. недостаточное понимание последствий своих поступков и поведения.

В соответствии с вышеизложенным, конструктивными будут следующие позиции и действия по отношению к детям группы риска:

- проявление уважения и небезразличия к личности ребенка, в то же время – негативная оценка его поступка или поведения;

- информирование подростка о возможных последствиях конкретного поступка при индивидуальных беседах, профилактическое правовое информирование;

- развитие длинного мышления – какие перспективы вероятны не только в плане законодательном, но и в сфере жизни, здоровья, судьбы, отношений;

- предложение альтернатив;

- обозначение права на выбор;

-транслирование ответственности за выбор.

Разумеется, результат зависит и от альянса с родителями. Однако, дети группы риска часто бывают из неблагополучных семей, поэтому не всегда можно рассчитывать на помощь родителей.

 

Какие есть возрастные психологические особенности?

У младших школьников проблематичными являются чаще не возрастные, а их индивидуальные особенности. В этом возрасте родители и другие взрослые являются для ребенка безусловным авторитетом, поэтому эффективны трансакции педагога «родитель» или «взрослый» – «ребенок».

Для подросткового и юношеского возраста родители и другие взрослые являются условно-авторитетными фигурами, т.е. авторитет должен подтверждаться взрослыми личностно – сама личность взрослого попадает под оценку. Для школьников среднего и старшего возраста становится важна аргументация предъявляемых требований, они более восприимчивы и склонны к уважению-неуважению, компетентности-некомпетентности педагога, уровню культуры, других личностных проявлений. Поэтому уместными становятся трансакции «взрослый-ребенок», «взрослый-взрослый», «родитель-взрослый».

 

Как сплотить класс?

Существуют общие закономерности групповой динамики, в том числе и процесса сплочения.

Наиболее эффективно сплочение происходит в условиях конкуренции с другой группой. Организовать этот процесс могут два и более классных руководителей. Выбор сферы соревнования неограничен – учеба, спорт, самодеятельность, познавательно-культурные изыскания, конкурсы команд и т.д.

Та же самая групповая деятельность будет способствовать сплочению, хотя и в меньшей степени, и без элемента конкуренции. Важно выбрать совместную деятельность, предполагающую, по возможности, наибольшую вовлеченность и взаимодействие одноклассников.

Проекты могут быть различными по пролонгированности – один длительный, сменяющие друг друга краткосрочные и дополненные чередой кратковременных (1-1,5-2 часа) интерактивных игр с последующей дискуссией.

Очевидно, что такие проекты будут решать не только задачу сплоченности, но и способствовать интеллектуальному, физическому, нравственному развитию и формированию коммуникативных навыков у их участников.

 

От чего зависит учебная мотивация?

Важным фактором учебной мотивации является то, какое место успехи в учебе занимают в иерархии ценностных ориентиров в среде сверстников. Здесь большую роль играет преемственность традиций в школьной жизни.

Повышению мотивации к учебе будет способствовать организация конкуренции между классами или внутри групп в классе. Здесь необходимо, чтобы конкуренция была организована между учениками с соизмеримыми способностями. Любой человек готов прилагать усилия тогда, когда чувствует, что может быть успешен.

Стимулом к учебе может стать стремление получить одобрение значимого взрослого, в т.ч. педагога, причем выраженное не только оценкой, но и развернутой вербальной обратной связью.

Мотивацию к учебе повышает понимание зависимости достижения цели (поступления в желанный ВУЗ, получение профессии, статуса и т.д.) от уровня знаний.

Получение знаний может быть просто привлекательным, интересным, приносящим удовольствие процессом. Здесь многое зависит исключительно от креативности преподавания.

Существует и негативная мотивация к учебе – страх наказания, лишения благ, страх быть неуспешным, потеря уважения, стыд, чувство вины и др. Негативная мотивация не является сама по себе «плохой», но она менее эффективна. Кроме того, она может стать вредной, если не сбалансирована позитивной мотивацией, т.к. ведет к личностной фрустрации, повышению тревожности, соматизации и другим последствиям (школьный невроз).