ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
«ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ»

 

 

Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области

ГБУ ВО «Центр психолого-педагогической поддержки и развития детей»

 

 

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
I РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФОРУМ

«Образование: территория психологической безопасности»

 

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!

 

Департамент образования, науки и молодежной политике Воронежской области совместно с ГБУ ВО «Центр психолого-педагогической поддержки и развития детей» проводит в период с 8 по 10 октября 2018 года I региональный психологический Форум «Образование: территория психологической безопасности» (далее – Форум).

Для участия в Форуме приглашаются педагоги, педагоги-психологи, специалисты системы образования, в том числе курирующие психологическую службу, профилактическую работу в ОО, а также представители ВУЗов Воронежской области, СУСК России по ВО, ГУ МВД РОССИИ по ВО, Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Правительства Воронежской области, Уполномоченный по правам ребенка Воронежской области, общественных организаций, специалисты психологических служб других регионов.

В ходе Форума планируется обсуждение актуальных вопросов:

- внедрения новых психолого-педагогических технологий профилактики и коррекции девиантного и аддиктивного поведения несовершеннолетних,

- современных подходов к оценке и сопровождению психологической безопасности образовательной среды,

- направления развития психологической службы, в том числе в рамках оказания психологической помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Познакомиться с программой Форума можно на сайте в разделе «РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФОРУМ»

Регистрация на мероприятия Форума проводится на сайте https://stoppav.ru/ в разделе «РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФОРУМ» в «Он – лайн заявка на мероприятия». В связи с ограниченным количеством участников на некоторых площадках Форума организаторы оставляют за собой право закрыть регистрацию на отдельные мероприятия до 3 октября 2018 года.

Специалисты, принявшие участие в работе Форума получат Сертификат участника I РЕГИОНАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФОРУМА «Образование: территория психологической безопасности».

Мероприятия Форума состоятся по адресу: г. Воронеж, ул.Славы, д.13А, государственное бюджетное учреждение Воронежской области «Центр психолого – педагогической поддержки и развития детей».

Дополнительную информацию можно получить по тел. 8(473)2210093 (Насонова Дина Викторовна)

Программа форума:

 

I РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФОРУМ

«Образование: территория психологической безопасности» (8 – 10 октября 2018 года)

 

Дата\время

Мероприятие

Модератор

Межрегиональная научно-практическая конференция «Образование: территория психологической безопасности» - 8 октября 2018 года

9.00-10.00

Регистрация участников

10.00-12.00

Пленарное заседание

12.00-12.20

Перерыв

12.20-14.00

Работа параллельных площадок

 

1

Круглый стол

«Профилактика и коррекция девиантного и аддиктивного поведения: проблемы и пути решения»

Зенина М.А., методист ГБУ ВО ЦПППиРД

2

Панельная дискуссия

«Безопасность образовательной среды – современные подходы к оценке и сопровождению»

Куманичкина Н.Э., методист ГБУ ВО ЦПППиРД,

Смирнова А.В., психолог ГБУ ВО ЦПППиРД

3

Интерактивная сессия

«Оказание психологической помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации»

Насонова Д.В., зам. руководителя ГБУ ВО ЦПППиРД

Межрегиональная научно-практическая конференция «Образование: территория психологической безопасности» - 9 октября 2018 года

9.00-10.00

Регистрация участников

10.00-12.00

Работа параллельных площадок

 

1

Постерная сессия

проектов лауреатов областного конкурса исследовательских работ обучающихся и педагогов образовательных организаций

«Культура здорового и безопасного образа жизни детей и подростков»

Зенина М.А., методист ГБУ ВО ЦПППиРД

2

Он-лайн презентация

проектов лауреатов областного конкурса исследовательских работ обучающихся и педагогов образовательных организаций

«Культура здорового и безопасного образа жизни детей и подростков»

3

Переговорная площадка

«Проектирование профилактической среды в образовательной организации»

Неценко О.В., доцент ВГПУ, кандидат наук

4

Круглый стол

«Родительство XXI века»

Толстоухова Н.С., кандидат наук

12.00-12.20

Перерыв

12.20-14.00

Работа параллельных площадок

 

1

Тренинг для родителей

«Шаг вперед»

Микита Наталья Александровна, Турбин Всеволод Сергеевич, педагоги-психологи МБУДО ЦРТДиЮ г.Воронеж

2

Тренинг для родителей

«Какие вы родители?»

Шоломова Н.А., психолог ГБУ ВО ЦПППиРД,

Гладких И.Г., психолог ГБУ ВО ЦПППиРД

3

Мастер-класс

«СемьЯ – поиск себя: система семейных ценностей»

Толстоухова Н.С., кандидат наук

10 октября 2018г. Региональный салон психолого-педагогических технологий

9.00-10.00

Регистрация участников

10.00-13.00

Работа параллельных площадок

10.00-11.30

11.30-13.00

1

Мастер-класс

«Школа первоклассных родителей»

Нагина Елена Александровна, педагог-психолог МКОУ Бутурлиновская ООШ № 4

Квасова Ольга Ивановна, педагог-психолог МБДОУ «Центр развития ребенка – д/с № 198» г.о.г. Воронеж

Психологическая гостиная как средство формирования родительской компетентности в ДОУ

10.00-11.30

11.30-13.00

2

Презентация рабочей программы студии рисования песком «Фантазия» с детьми подготовительной группы

Ежова Ирина Леонардовна, педагог-психолог МКОУ Прогимназия № 1 г. Лиски

Мастер-класс

«Игра как способ снятия агрессивности у детей дошкольного возраста»

Абросимова Елена Васильевна, педагог-психолог МКДОУ «Богучарский д/с комбинированного вида «Теремок»

10.00-11.30

11.30-13.00

3

Мастер-класс

«Современные подходы к профилактике эмоционального выгорания педагога»

Остапенко Г.С., доцент, кандидат наук

Мастер-класс

«Танготерапия профессионального выгорания руководителя»

Матвиенко Г.В., психолог, преподаватель МИКТ

10.00-11.30

11.30-13.00

4

Психологическая мастерская

«Приглашение в диспут»

Тамахина И.Р., зам.руководителя ГБУ ВО ЦПППиРД

Мастер-класс

«Техники управления негативными эмоциями»

Токарева А.А., зав. отделом ГБУ ВО ЦПППиРД

10.00-11.30

11.30-13.00

5

Мастер-класс

«Работа с родителями по формированию у детей навыков безопасного поведения в ситуации общения с посторонними людьми»

Соколова Е.К., психоло ГБУ ВО ЦПППиРД

Мастерская психологического дебрифинга

 

Насонова Д.В., зам. руководителя ГБУ ВО ЦПППиРД

10.00-11.30

11.30-13.00

6

Интерактивный кейс-шоп

«Игра как форма профилактической работы с подростками»

Козарезова Е.А., методист ГБУ ВО ЦПППиРД

Ильичева Ю.Б., психолог ГБУ ВО ЦПППиРД

Мастер-класс

«Кнут или пряник» – отражение детско-родительских отношений с помощью технологии МАК»

Смирнова А.В., психолог ГБУ ВО ЦПППиРД

 

Модераторы форума:

 

 

Видео:



Приветствие Кочетовой Татьяны Викторовны, кандидата психологических наук, доцента кафедры психологии управления, ФГБОУ ВО МГППУ, г. Москва

Видеообращение Александра Михайловича Спивака, члена Правительственной КДНиЗП, председателя Правления Национального фонда



Фотогалерея форума:

 

 

Участники форума делятся своими впечатлениями:



Гладышева Валерия, психолог:

Эмоции играют важную роль в нашей жизни. Они несут информацию о том, что происходит вовне и внутри человека, являются сигналами о потребностях и желаниях. Общение для ребёнка будет затрудненно, если он не способен, понимать эмоциональное состояние другого и передавать или управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека. При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний, определенного уровня развития.

На мастер-классе «Техники управления негативными эмоциями» были рассмотрены техники, методы, упражнения, которые позволят в игровой и безопасной форме сформировать у детей умения управлять, выражать свои чувства и эмоциональные реакций конструктивным способом.

Смирнова Анна, психолог:

Панельная дискуссия «Безопасность образовательной среды – современные подходы к оценке и сопровождению» позволила выйти за рамки традиционных представлений о сопровождении безопасности образовательного процесса. Создание практической модели оценки безопасности образовательной среды педагогами разных уровней позволили всесторонне понять проблемы и обозначить пути их решения.

Сложился новый взгляд на оценку и сопровождение в современном образовательном пространстве.

На мастер-классе «Кнут или пряник» – отражение детско-родительских отношений с помощью технологии МАК» психологи, работающие с метафорическими картами подтвердили известный факт, что подсознание сопротивляется быть проявленным. Работа с метафорическими картами нам помогла обойти это сопротивление и осознать причины неэффективных способов поведения, взаимодействия.

Метафорические карты хорошая технология для использования в психологии будь то семейная, индивидуальная или групповая.

Ильичева Юлия, психолог

Интерактивные технологии всегда являлись частью образовательного процесса. Однако сейчас, в современном образовательном пространстве, интерактивные техники занимают особое место. Опыт, получаемый участниками в ходе совместного решения задач, дискуссии, обмена мнениями, поиска информации является не только площадкой для совершенствования коммуникативных навыков, но и эмоционально сближает обучающихся, создает атмосферу творчества и продуктивной работы.

Создавая возможности для обучающихся в проявлении не только знаний, но и личных качеств, педагог моделирует позитивную образовательную среду. Игровые технологии предоставляют педагогам широкий ассортимент инструментов от новых форм интеллектуальных викторин до интерактивных квестов с использованием технического оснащения. Разнообразие данных инструментов было рассмотрено в рамках интерактивного кейс-шопа «Игра как форма профилактической работы с подростками». Педагоги, принявшие участие в работе площадки, получили не только представление об основных видах интерактивных технологий, но и комплекты игровых техник для профилактической работы с подростками, на основе которых они смогут смоделировать тематические разработки по своему профилю деятельности.

Насонова Дина, зам. руководителя Центра:

Многие из нас, к сожалению, переживали травмирующую ситуацию. После произошедшего состояние психики человека, а особенно ребенка настолько неустойчивое, что его можно сравнить с верхней точкой маятника. На дальнейшую траекторию может повлиять малейшее дуновение ветерка.

Первая психологическая беседа со специалистом после экстремальных происшествий имеет особый смысл и предназначение. Ведь в такие моменты люди, как никогда, нуждаются в помощи и поддержке.

Дебрифинг - это консультация человека или группы людей, переживших чрезвычайную ситуацию, чаще всего проходит в форме тренинга в первые двое суток после случившегося. На площадке мы обсудили возрастные особенности проведения дебрифинга, рассмотрели фазы работы с группой и обсудили специфику проведения дебрифинга с различными категорями (дети и родители, педагоги и психологи,

Гладких Иван, психолог:

Мамы и папы, приглашенные на тренинг «Какие Вы родители?», смогли примерить на себя различные роли родительства и стратегии реагирования на кризисные ситуации. Участниками группы были рассмотрены сложные ситуации воспитания детей, в том числе и приемных, что позволило получить знания, умения и навыки поиска эмоциональных ресурсов, новых подходов и альтернативных вариантов разрешения проблем в отношениях с детьми. Родители активно проявляли себя в ходе выполнения заданий и их анализа.

Соколова Екатерина, психолог:

В ходе мастер-класса «Работа с родителями по формированию у детей навыков безопасного поведения в ситуации общения с посторонними людьми» участники ознакомились с современными психолого-педагогическими аспектами мотивации родителей к ведению профилактической работы, а также с теоретическими основами и практическими методами обучения родителей формирования навыков безопасного поведения.

Создание "памятки безопасности" родителями вместе с детьми, интерактивная игра "Пути безопасности" – все это сделает обучение ребенка интересным, эмоционально насыщенным и он в игровой деятельности получает навыки безопасного поведения. Педагоги обсудили детские мифы, влияющие на формирование у ребенка навыков безопасного поведения.

Первый региональный форум в цитатах и цифрах…

Региональный психологический форум – один из наиболее ярких, интересных и продуктивных форумов. Помимо ярких эмоций, мы получили огромный опыт в работе по своему направлению, а также гору полезной информации от лучших психологов регион страны.

Форум дал мне множество полезных знакомств, мотивацию, знания, о психолого-педагогических технологиях будущего, понятие о том, в каких сферах следует развиваться.

Ездила на форум впервые. Все очень понравилось: дружелюбная атмосфера, профессиональный дух, отличная на мой взгляд, организация форума. Познакомилась со многими интересными людьми, нашла единомышленников, установила рабочие контакты на дальнейшее сотрудничество.

Рада, что была возможность активно задавать вопросы и получать ответы от гостей и ведущих

Это было просто замечательно! Яркое впечатление производят люди, которые были вместе со мной – многогранные, общительные, профессионалы, любящие свою работу, детей, у которых есть чему поучиться и с которыми есть о чем поговорить.

В первую очередь этот форум принес полезные контакты. Во вторую очередь, конечно, полезен был практикум, который помог понять, чего я хочу, могу и что еще не знаю как педагог, находящийся в начале пути... И третье, конечно, это интересные спикеры, которые дали много полезного и нужного для работы… Я считаю, мне принесло это огромную пользу и бесконечно благодарна за это форуму!

Уровень 1 регионального психологического ФОРУМА действительно поражает! Отличные условия, отличная программа! Лично я получил мощный импульс, зарядивший меня на дальнейшую деятельность!

Впервые была на форуме такого масштаба и все еще нахожусь под большим впечатлением!

Очень понравилась структура форума. Каждый день был насыщен новыми эмоциями, впечатлениями, а главное знаниями. Все дни ты находишься в идеальных условиях, в окружении людей с которыми все время хочется общаться, обмениваться опытом.

Остапенко Галина, психолог:

Профилактика эмоционального выгорания педагогов - это одно из направлений работы Центра. Необходимость оказания психологической помощи всем субъектам ОО обусловлена не только социальным заказом, но и принятием ФГОС, а также заложенными в проекте стандарта педагога - психолога о выполнении им трудовой функции в консультировании педагогов по вопросам поддержанию ресурса в профилактике эмоционального выгорания. В рамках форума на третьей секции был проведен мастер-класс «Современные подходы к профилактике эмоционального выгорания педагога».

На этом занятии специалисты освоили на практике техники саморегуляции и стабилизации нервной системы, упражнения в рамках телесно-ориентированной терапии, арт – терапии - «Нарисуй облако», музыкотерапии в случае переутомления и симптомов эмоционального выгорания, а также познакомились с причинами возникновения симптомов эмоционального выгорания, которые изучены учеными: X.Фрейденбергом, К. Маслач, Е. Малер, В. Франклом, В.В. Бойко, Е.В. Орел и другими.

Хочется пожелать коллегам, участникам регионального форума здоровья и успехов !

Зенина Марина, методист:

Из года в год обучающиеся и педагоги активно принимают участие в областном конкурсе исследовательских работ обучающихся и педагогов образовательных организаций «Культура здорового и безопасного образа жизни детей и подростков». Интересные работы в этом году представили ведущие ВУЗы региона, преподаватели как с большим педагогическим стажем, так и молодые педагоги. Особо хочется отметить и работы самых юных исследователей, которым только исполнилось 10 лет!

Форум, посвященный проблемам формирования психологической безопасности образовательной среды не мог состояться без площадок для детей. Такой площадкой явилась Он-лайн презентация проектов лауреатов областного конкурса. В ходе мероприятия были представлены презентации исследовательских работ в номинациях «Исследования отношения подростков и молодежи к употреблению психоактивных веществ (сигарет, алкоголя, наркотиков)», «Эссе-исследование: «Безопасный интернет»; «Проекты по развитию здорового и безопасного образа жизни (в семье, школе, селе, городе)».

Трансляция Он-лайн презентации проектов проходила в онлайн – режиме, к которой присоединились обучающиеся 5-11 классов, родители, педагоги образовательных организаций Воронежской области.

Приглашаем Вас принимать активное участие в нашем областного конкурса исследовательских работ!

Попова Ирина Николаевна, Уполномоченный по правам ребенка при губернаторе Воронежской области:

Сегодня, в условиях модернизации системы образования Российской Федерации, важность изучения, моделирования и проектирования среды, где происходит воспитание и формирование личности гражданина, где все ее участники могут находиться в состоянии психологической защищённости, а также, где созданы условия для формирования способности личности отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия, становится обязательным целевым ориентиром в работе каждого образовательной организации и педагога, показателем современного качества образования.

Дети проводят в детском саду, школе, колледже большую часть дня, поэтому сохранение и укрепление психологического здоровья дело не только семьи, но и педагогов. Большинство родителей озабочены проблемами безопасности ребенка в образовательной среде. Родителей волнует, что не всегда в обществе обеспечена защита прав и достоинств ребенка, их волнуют конфликты детей между собой и школьников с педагогами, беспокоит, чувствует ли ребенок себя в образовательной среде принятым, позитивно оцененным, уважаемым вне зависимости от его академических успехов. Именно поэтому образовательное учреждение должно стать не только местом, где учат и воспитывают, но и психологически безопасным, комфортным пространством.

В ходе I РЕГИОНАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФОРУМА «Образование: территория психологической безопасности» представлены не только успехи и достижения психологов, но и вынесены на всеобщее обсуждение наболевшие вопросы, продиктованные, в частности, переменами, происходящими в обществе.

Хочется пожелать всем участникам I РЕГИОНАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФОРУМА новых профессиональных открытий и успешной плодотворной работы.

Семейко Елена Александровна, начальник отдела по обеспечению деятельности органов опеки и попечительства и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав:

Психологическая безопасность — условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, поэтому ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы на его формировании в детстве. Современный учитель должен обращать внимание на базовые факторы, определяющие и обеспечивающие психологическую безопасность образовательного процесса.

Практический опыт реализации Федерального государственного образовательного стандарта, на сегодняшний день показал, что психолого-педагогическое сопровождение, реализующееся в программе психологической безопасности образовательного процесса, должно пронизывать все стороны взаимодействия обучающегося, родителей (законных представителей) и образовательного учреждения в процессах обучения, развития, воспитания и социализации детей и выступать мощным ресурсом профилактики асоциального поведения.

В рамках Форума специалисты познакомились с современными психолого – педагогическими технологиями, научно – практическими исследованиями в области формирования безопасной среды.

Надеюсь, что заряд профессионального творчества, полученный участниками Форума, позволит педагогам реализовать более эффективно свой педагогический потенциал, использовать полученные знания и навыки в работе с детьми и родительской общественностью.

Турбина Всеволод, Микита Наталья, педагоги – психологи ЦРТДиЮ г. Воронеж:

Психологи, учителя, завучи, родители и все под одной крышей. Что заставило их всех собраться в одном месте? Ответ прост – знания. Точнее говоря желание узнавать, развиваться и делиться опытом.

Небольшое мероприятие, прошедшее в приятной рабочей атмосфере, с заинтересованными людьми, что может быть лучше для простого рабочего дня?

Огромная благодарность всем участникам и организаторам всё было прекрасно!

Мязина Свеклана, преподаватель кафедры психологии и педагогики ИРО Липецкой области:

Спасибо большое Центру психолого-педагогической поддержки и развития детей города Воронежа за такую прекрасную возможность обмена профессиональным опытом! Мастер-классы, тренинги и круглые столы, которые мне посчастливилось посетить, отрыли для меня много новой информации и обогатили профессиональную копилку свежими практическими идеями и техниками! Надеемся на дальнейшее сотрудничество и желаем коллегам из Воронежа успехов в их нелегком труде!

Неценко Ольга Викторовна, кандидат исторических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики Воронежского государственного педагогического университета:

Участники круглого стола «Профилактика и коррекция девиантного и аддиктивного поведения: проблемы и пути решения» обсудили проблемы профилактики и коррекции девиантного поведения с точки зрения педагогических концепций и практического опыта специалистов помогающего профиля. На круглом столе выступили преподаватели ВГПУ, Воронежского института МВД РФ, педагоги-психологи, заместители директоров образовательных организаций по воспитательной работе, преподаватели учреждений СПО.

Интересными и практикоориентированными были выступления коллег из Рязани - Рогова Владимира, руководителя АНО «Центр защиты детей от интернет-угроз» и Пестова Сергея, генерального директора АНО «Интернациональный Центр Спасения Детей От Киберпреступлений» занимающихся проблемами обеспечения безопасности детей и подростков в интернете.

Современные профилактические технологии, внедрение которых показало свою эффективность представили Табацкая Ирина, руководитель интернационального клуба «Диалог культур» и Жданова Галина и Пащенко Галина, которые рассказали про организацию и проведение межрегиональной акции «Все краски творчества против наркотиков» на базе Россошанского филиала ГБПОУ ВО «Государственный педагогический колледж».

В рамках Переговорной площадки, посвященной проблеме проектирования профилактической среды, была проведена ролевая игра "Город и школа - без наркотиков!". Участники игры, примерив на себя роли различных профессиональных субъектов профилактики (врачей, инспекторов ПДН, педагогов и психологов, специалистов по делам молодежи и др.), а также роли родителей, бизнесменов, журналистов, священнослужителей, разрабатывали предложения в муниципальную программу профилактики употребления ПАВ школьниками и молодежью.

Участники площадок сделали вывод о необходимости тесного взаимодействия всех субъектов профилактики и усиления интенсивности воспитательной работы.