ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
«ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ»

Каждый ребёнок в своём развитии обязательно проходит через кризисы. Эти периоды для ребёнка являются переходными. У детей выделяются три основных кризисных периода:

 

Первый -  возраст ребёнка от 2 до 4 лет.

Как ведёт себя в это время ребёнок? Он такой покладистый и послушный и вдруг превращается в капризного и непонятного для родителей, делает всё им наперекор.Отказывается от привычных предложений, на любой вопрос или просьбу почти автоматически отвечает «нет», «не хочу», «не буду».

Для чего он всё это делает? Какую задачу в своём развитии он решает?В этот период ребёнок начинает утверждать своё «Я». Он начинает учиться говорить «Нет», преодолевает свои страхи, и неуверенность.

Как не нужно вести себя родителям. Часто сталкиваясь с такой сменой в поведении ребёнка, взрослые, начинают серьёзно наказывать его, бить, запугивать криком, то есть ломать человека в самом начале его развития. Такое поведение взрослых чревато для ребёнка ещё и тем, что став постарше и столкнувшись с опасными соблазнами на своём жизненном пути (например,предложение попробовать психоактивные вещества) сможет ли он сказать «Нет» и отказать значимым для него людям?

Как могут родители помочь ребёнку, в этот сложный для него период? Родителям важно знать, что происходит с их ребёнком и быть готовыми поддержать его. Вместо наказаний и грубых окриков, в те моменты, когда ребёнок начинает упрямиться, попытаться с ним договариваться, предлагать ему что-то, что может его заинтересовать и переключить. Важно, чтобы ребёнок чувствовал, что родители уважают его желания, и если что-то запрещают, то предлагают взамен равноценное.

 

Второй – возраст ребёнка от 5 – 7.

Как ведёт себя в это время ребёнок? Став постарше он уже начинает объяснять взрослым причину упрямства, приводя свои аргументы, часто обидные для взрослых. К началу своего второго кризисного периода, ребёнок, немного повзрослев, становится более требовательным к своим родителям, напрямую говорит, с чем он категорически не согласен. В этот период категоричность для него обычный способ выражения своих чувств, как положительных, так и отрицательных.

Для чего он всё это делает? Какую задачу в своём развитии он решает? В этот период ребёнок на другом уровне решает задачу утверждения собственного «Я», более осознанно и аргументированно говорить «Нет», в тех случаях, когда будет подавляться его стремление к самостоятельности, ставиться под угрозу его самооценка, когда взрослые будут давить на него, не понимая желаний ребёнка. Фактически в этот период,продолжается выстраивание границ личности ребёнка, в пространстве своей семьи и за её пределами. В этот период ребенок требует  уважения к себе, как к самостоятельной личности, имеющей своё собственное мнение.

Как не нужно вести себя родителям. Также как и в первом периоде кризиса, родители, сталкиваясь с упрямством ребёнка, начинают давить на него, заставляют делать то, что они считают нужным, не считаясь с мнением ребёнка. Поэтому, ребёнок не принимает, как наказание, так и игнорирование со стороны родителей. Иногда родители, не зная, как справится с непослушанием ребёнка, начинают запугивать его или стыдить. То и другое будет иметь печальные последствия: страхи и чувство стыда у ребёнка, привитое родителями, потом может сопровождать его в течении всей жизни и сильно ограничивать свободу в принятии решений и возможность рисковать.

Как родители могут помочь ребёнку в этот сложный для него период? Точно так, как и в первом периоде упрямства в развитии ребёнка, вступив с ним во второй период, родителям необходимо запастись терпением. В это время для ребёнка очень важно получать признание своих действий от значимых взрослых. Совместные дела, совместный отдых, традиционный сбор за ужином всей семьёй, когда обсуждаются все события прошедшего дня, способствуют выработке доверия у ребёнка к своим родителям, формированию комфортного климата в семье.

 

Третий – девочки: в 11-15 лет; мальчики: в 14-17 лет.

Как ведёт себя в это время ребёнок? Этот период в развитии ребёнка называют переходным возрастом, или пубертатным. Начинается психогормональная перестройка. Происходят быстрые перемены, как во внешности, так и в сознании. Настроение меняется по нескольку раз за день, то он хочет побыть в одиночестве, то начинает им тяготиться и тянется к общению. Вырастающие дети, уже подростки, начинают обесценивать опыт своих родителей, пытаются с ними конкурировать. Подростку становится тесно находиться только в рамках своей семьи и инстинктивно он тянется и примыкает к группе сверстников, в которой находит единомышленников, получает там необходимое ему признание и поддержку. Ему очень важно быть признанным в той группе, куда он примкнул. В этой группе он будет познавать «групповые ценности», решать для себя важную задачу - принимать их или не принимать, здесь же он определит своё место в группе, кто он: лидер, аутсайдер, или середнячок.

Для чего он всё это делает? Какую задачу в своём развитии он решает?В этот период подросток, начинает уже осознанно отделятся от родителей, он выстраивает свои границы и ревностно их оберегает. Пробует жить самостоятельно, или значительно, ограничивает участие родителей в своей жизни. Многие важные решения пытается принимать сам, порой игнорируя мнение родителей. В это время подростки пытаются разобраться с тем, как они будут  выживать в этом непростом мире, как будут обеспечивать себя материально, то есть готовятся к самостоятельной жизни.

Как не нужно вести себя родителям. Подростки ещё более чувствительны к давлению на них со стороны взрослых, поэтому задача родителей, от директивного тона общения со своим ребенком перейти к договорному, в котором максимально учитываются потребности подростка. В этот период определяются границы личности подростка, он протестует против вторжения в свое личное пространство без его согласия. Не любит, когда мама начинает наводить порядок на его столе, без стука входит в его комнату, злится, когда младший брат садится в его отсутствие за его компьютер. Сильный протест у подростков вызывают решения родителей «за них»: какую одежду носить, какие друзья подходят, а какие-нет, какую специальность выбирать при поступлении в университет. На критику в свой адрес реагируют очень болезненно, категорически её не принимают.

Как родители могут помочь подростку в этот сложный для него период? Родители в это время играют важную роль, как гарант надёжности и безопасности для подростка. Доброжелательность, поддержка, спокойный ровный тон общения, то, что важно ощущать подростку в его семье. В этот период неустойчивости и сомнений, подростку полезно услышать, как его родители вели себя в подростковом возрасте, что их интересовало, как проводили свободное время, как строили отношения. Такие разговоры родителей с детьми помогут в установлении доверительных отношений, снизят уровень тревоги у подростка, продемонстрируют уважительное отношение со стороны родителей к проблемам подростка. Ну и конечно же все ключевые решения в его жизни, необходимо с ним обсуждать лично.

Список литературы:
1.    Выготский Л.С. Собрание сочинения в 6 т. т.4 Детская психология М. 1984 г.
2.    Крайг Г. Психология развития СПб. : Питер 2000 г.
3.    Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. М; 1994 г.

Материал подготовлен специалистом 
ГБУ ВО «ЦПППиРД»

Крамарем Сергеем Михайловичем