В рамках реализации в образовательных организациях Воронежской области Межведомственного плана комплексных мероприятий по реализации Концепции развития сети служб медиации в Российской Федерации до 2025 года проведен региональный форум территориальных служб школьной медиации «Школа без обид». 18 апреля 2025 года руководители ТСМ приняли участие в работе стратегической сессии, мастер-классов лауреатов регионального этапа всероссийского конкурса реализации комплексных профилактических мероприятий по формированию благоприятного социально-психологического климата «Школа#безобид».
Открыла стратегическую сессию руководитель ГБУ ВО «ЦПППиРД» Крапивина Валентина Федоровна, рассказав о региональном опыте взаимодействия антикризисных бригад и территориальных служб школьной медиации, моделях реализации процедур для урегулирования конфликтных и проблемных ситуаций - медиативная и восстановительная, направленная на мирное урегулирование сложных ситуаций, ответственное принятие решений по урегулированию ситуаций, сотрудничество и взаимопонимание.
Магомедова Айзанат Газибеговна член Общественной палаты Воронежской области, преподаватель кафедры гражданского права и процесса ВГУ, юрист-медиатор АНО Кризисный центр "Право Голоса" в выступлении «Медиация как средство разрешения конфликтов «родители – дети»» раскрыла ключевые аспекты эффективного медиативного посредничества в разрешении детско-родительских конфликтов. Она подчеркнула необходимость профессиональной подготовки медиаторов, владеющих методами конструктивного обсуждения разногласий, применяющих технологии, основанные на андрагогике, а также учете возрастных особенностей детей;
Демина Анастасия Валерьевна психолог ГБУ ВО «ЦПППиРД» в докладе «Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних через медиативные технологии в социальных сетях» обозначила ключевые психолого-педагогические стратегии предотвращения подобного поведения среди подростков. Особое внимание было уделено работе педагогов-психологов с родителями, обучению их основам безопасного использования интернета и применению медиативных и восстановительных технологий в интернет пространстве.
В мастер-классах приняли участие лауреаты регионального этапа всероссийского конкурса «Школа#безобид»:
- победитель регионального этапа конкурса Черенкова Валентина Викторовна педагога-психолога работающего в МБОУ «Каменская СОШ №2 имени Героя Советского Союза П.К. Рогозина» в ходе мастер-класса «Комплексное сопровождение участников образовательных отношений по профилактике травли: методическое представление кейса» продемонстрировала опыт выстраивания комплексной работы по предотвращению травли среди обучающихся в школьной среде, представила практический кейс по включению в профилактику буллинга всех субъектов системы профилактики;
- Гильманшина Татьяна Алексеевна учитель начальных классов, педагог-психолог МКОУ «Купянская ООШ» в выступлении «Интерактивные формы работы с детьми по противодействию травле. Игра «Один в школе - не воин»» представила опыт использования психолого-педагогических форм работы с обучающимися в ситуации травли, в том числе применением игровой технологии «Один в школе не воин», которая подходит для работы с обучающимися разных возрастов;
- Иванова Лариса Александровна педагог-психолог МКОУ СОШ № 6 в выступлении «Профилактика травли: как сделать родителей активными участниками», поделилась кейсом включения родителей в воспитательный процесс, а также профилактикой по бесконфликтному взаимодействию с родителями в ситуациях травли;
- Ершова Лариса Васильевна и Подорожная Ирина Васильевна педагоги-психологи МБОУ «Новоусманская СОШ №5 «Эврика» представили мастер-класс ««Кто на новенького?» опыт создания благоприятного психологического климата для адаптации нового ученика» познакомили с рекомендациями по интеграции новых учеников в школьный коллектив - создание "групп поддержки" из обучающихся.
Участники Форума в ходе работы площадок обсудили стратегии и алгоритмы реагирования, новые психолого-педагогическое технологии, технологии профилактики буллинга в образовательных учреждениях, обменялись опытом. А также были выработаны рекомендации по дальнейшему развитию территориальной службы школьной медиации и психолого-педагогического сопровождения в образовательных организациях на 2025-2026 учебные годы.