30 июня 2020 года в рамках проекта «#ОнлайнТерриторияКаникул» в группе «Поколение рунета» в социальной сети «Вконтакте» прошел он-лайн опрос, в котором приняли участие 87 обучающихся, их родители.
Взаимоотношения, складывающиеся между родителями и детьми, являются решающим моментом социализации. Они обнаруживают себя в самый ответственный момент – когда человек наиболее восприимчив к добру и злу, доверителен и открыт всему новому. Эти взаимоотношения продолжаются всю жизнь, и, следовательно, оказывают наиболее длительное воздействие. Родительско-детские отношения являются самыми тесными и близкими отношениями из всех существующих в обществе.
Актуальность данного опроса заключается в том, что проблемы семьи – главные в современный период. Человек формируется как личность в семье, определяет своё миропонимание и мироощущение, благодаря семейным ценностям. Взаимоотношения родителей и детей определяют формирование личности, нравственных ценностей, выбор будущего пути, взаимоотношения в будущей семье ребенка. Такие отношения формируются в семьях, имеющих и поддерживающих крепкие позитивные традиции и обеспечивающих воспитание детей в системе семейных ценностей, гармонизированных с общечеловеческими ценностями. Здоровые и зрелые родительско-детские отношения, базирующиеся на семейных традициях и ценностях, с раннего возраста закладывают важнейшие личностные качества ребенка: общечеловеческие, гражданские, интеллектуальные. Однако в современном обществе все более обостряются проблемы утраты существовавших ранее и формирования новых семейных традиций и ценностей.
Для изучения отношения участников проекта к формированию и сохранению семейных традиций, ценностей, выявлению взаимоотношений между детьми и родителями нами был проведен опрос в соответствии с заданной темой.
Одним из направлений в формировании внутрисемейной культуры является влияние глобализации на традиции, т.е. бытовую культуру. В этой связи, мы решили узнать, какие традиции существуют в семьях участников опроса.
Он-лайн опрос в группе «Поколение рунета» показал, что в основном большинство респондентов считают, что в семье обязательно должны быть свои традиции, остальные опрошенные считают, что традиции нужны в случае если они сами собой сложились, и несколько человек считают, что традиции не нужны, это пережитки прошлого.
Рисунок № 1. Результаты ответов на вопрос «Как вы считаете, должны ли быть в семье свои традиции?»
По результатам опроса в семьях респондентов в основном на первом месте стоит традиция - день рождения членов семьи, на втором –государственные праздники (Новый год, 8 марта, 9 мая и др.), на третьем –семейное посещение кинотеатров, театров, музеев и др., воскресные семейные обеды (ужины), религиозные обряды (посещение храма, посты, религиозные праздники и др.), день создания семьи и т.д.
Рисунок № 2. Результаты ответов на вопрос «Какие традиции существуют у Вас в Семье?»
Таким образом, в семьях респондентов существуют определенные традиции, которые складываются на протяжении всей совместной жизни. Для большинства семей респондентов характерно собирание всей семьей за праздничным столом, отмечание семейных праздников. Также, в течение совместной жизни складываются традиции, связанные с бытовыми вопросами, такими, как приготовление пищи, покупка продуктов питания.
На вопрос «Как часто Ваша семья собирается вместе?» респонденты ответили следующим образом: в целом большинство опрошенных ответили, что они собираются довольно часто, следующая группа опрошенных собирается в случае если у них получается, другая категория опрошенных собирается довольно часто и совсем маленькая часть респондентов собирается с семьей редко.
Рисунок № 3. Результаты ответов на вопрос «Как часто Ваша семья собирается вместе?»
По результатам анализа следующего вопроса можно увидеть, что у большинства опрошенных в семьях есть семейные фотографии, у небольшой части фотографии есть, но сохранены на телефонах, планшетах, компьютерах, у некоторых в семьях есть целые альбомы печатных фотографий и у минимальной части опрошенных вообще нет фотографий или их не очень много.
Рисунок № 4. Результаты ответов на вопрос «Есть ли у Вас совместные семейные фотографии?»
Совместный просмотр кино, телепередач, мультфильмов является одним из увлекательных видов досуговой деятельности, в котором могут принять участие все члены семьи. Просмотр мультфильмов уже долгое время не считается занятием исключительно маленьких детей. Очень часто подростки и даже взрослые люди включают очередную серию своего любимого мультфильма, чтобы окунуться в мир беззаботности, где нет негатива, и добро всегда побеждает зло. А еще лучше, когда за просмотр садится вся семья. В эти моменты особенно чувствуется связь между поколениями и эмоции от просмотра только возрастают. В этой связи нам было интересно узнать отношение участников опроса к совместному просмотру различных телепередач, мультфильмов и кино. По результатам опроса видно, что в целом большинство опрошенных в своих семьях ведут подобный досуг, смотрят совместно кино, остальная часть смотрят кинофильмы вместе с членами семьи иногда или совсем редко и небольшая часть не занимается данным досугом.
Рисунок № 5. Результаты ответов на вопрос «Смотрите ли вы совместно кино, мультфильмы?»
Для гармоничных детско-родительских отношений очень важен полноценный совместный труд родителей и детей. Если детей включают в совместный с взрослыми и доступный труд, они трудятся с большим желанием, стремятся выполнить работу лучше и сделать больше. Объясняется это тем, что на них сильно воздействует пример окружающих, в котором по-настоящему раскрываются трудовые взаимоотношения. Вот почему важно учитывать этот фактор, использовать его для воспитания у детей положительного отношения к труду, формирования нравственных качеств, положительных взаимоотношений в процессе труда. По результатам опроса можно увидеть, что большинство респондентов выделили следующие виды работ, способствующие объединению их семьи, на первое место определили работу на приусадебном участке, на второе вариант «другое», суть которого может заключаться в выполнении различных других видов трудовой деятельности, на третье уборку квартиры, дома, совместное приготовление ужина и уход за домашними животными.
Рисунок № 6. Результаты ответов на вопрос «Какой труд объединяет Вашу семью?»
На вопрос «Предпочитаете ли Вы проводить выходные дни с родителями?» респонденты ответили следующим образом: большинство опрошенных проводят выходные вместе с родителями, следующая категория опрошенных проводят выходные дни не всегда с родителями, и минимальная часть опрошенных вообще не проводят с родителями выходные.
Рисунок № 7. Результаты ответов на вопрос «Предпочитаете ли Вы проводить выходные дни с родителями?»
Определяя какой девиз участники опроса выбрали бы для своей семьи, по результатам можно увидеть, что в целом большинство респондентов отдает предпочтение девизу как «Мы вместе, а значит - сила», также на втором месте девиз – «Только вперед и только вместе», на третьем – «Родители и я – крепкая семья!»; «Настоящая семья, когда я – за нее, она – за меня!», также несколько участников выбрали такие девизы как «К победе стремимся, семьи успехами гордимся!»; «Живет спорт в нашей семье, от этого счастливы вдвойне!».
Рисунок № 8. Результаты ответов на вопрос «Какой девиз вы бы выбрали для своей семьи?»
Анализируемую информацию можно представить в виде списка, в котором в порядке убывания значимости расположены по мнению респондентов члены семьи занимающие главную и ведущую роль в их семьях:
1. Папа.
2. Все главные в нашей семье.
3. Мама.
4. В семье нет главного.
5. Я (т.е. участник опроса).
6. Бабушка; Дедушка.
Как видно из этого списка, в целом главным в семье является отец, но и другие предложенные категории ответов тоже являются актуальными для респондентов.
Рисунок № 9. Результаты ответов на вопрос «Кто, по-твоему, главный в семье?»
По результатам опроса можно увидеть, что респонденты если с ними бы случилось горе, беда, несчастье, их кто-нибудь обидел, в первую очередь большинство опрошенных обратилось бы к маме, небольшая часть выбрала вариант «другое», что возможно подразумевает помощь со стороны друзей, одноклассников, педагогических работников или другого человека, который является важным для опрашиваемого. Остальные респонденты попросили помощь бы у сестры или брата, бабушки либо у дедушки. Стоит отметить, что никто из респондентов не обратился бы за помощью к отцу, возможно, это связанно с тем, что у большинства опрошенных в целом сложились эмоционально теплые и доверительные отношения в основном с матерью.
Рисунок № 10. Результаты ответов на вопрос «Если бы с тобой случилось горе, беда, несчастье, тебя бы обидел кто-нибудь, кому бы ты рассказал об этом?»
По результатам опроса можно увидеть, что если родители делают респондентам замечание, то в основном большинство участников опроса или обижаются или нет, зависит от ситуации, небольшая часть вообще не обижается и несколько человек обижаются на своих родителей, если им делают замечание.
Рисунок № 11. Результаты ответов на вопрос «Если родители делают тебе замечание, ты обижаешься на них?»
На вопрос «Часто ли ты слушаешь своих родителей?» респонденты ответили следующим образом, большинство опрошенных родителей слушают часто, остальные слушают иногда и остальные почти никогда не прислушиваются к мнению и советам своих родителей.
Рисунок № 12. Результаты ответов на вопрос «Часто ли ты слушаешь своих родителей?»
Определяя охотно ли участники опроса относятся к выполнению просьб и поручений родителей можно увидеть, что в основном респонденты по разному относятся к различным просьбам или поручениям, остальная часть приступает к реализации поручений довольно охотно, и другие или выполняют задания от родителей когда есть желание и несколько человек не выполняют поручения родителей вообще.
Рисунок № 13. Результаты ответов на вопрос «Охотно ли ты выполняешь просьбы и поручения родителей?»
По результатам опроса можно сделать вывод, что атмосфера в семьях детей, участников опроса, данной группы в целом благоприятная. Родители стремятся к взаимопониманию и стараются по возможности проводить время со своими детьми. Можно использовать это желание родителей проводить свой досуг со своими детьми и привлекать их к мероприятиям, проводимых в образовательных организациях: участвовать в мастер-классах, посещать занятия вместе с детьми, помогать детям в разработке творческих проектов, участвовать в подготовке и посещении выставок детского творчества, а также праздников, проводимых в образовательных организациях и т.д.
Стоит отметить, что в семьях участников проекта существуют различные семейные традиции и естественно большинство опрошенных отметили, что привыкли собираться все вместе за праздничным столом и отмечать различные праздники.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.