14 июля 2020 года в рамках проекта «#ОнлайнТерриторияКаникул» в группе «Поколение рунета» в социальной сети «Вконтакте» прошел он-лайн опрос, в котором приняли участие 63 обучающихся и их родители.
В социальной структуре общества особое место занимает подрастающее поколение. Этой возрастной категории присущи ярко выраженные черты поведения, образа жизни, мышления и мироощущения. От того, каким образом сформируются определенная жизненная позиция молодого поколения, их ценностные ориентации, цели, собственные взгляды на окружающую действительность, безусловно, будет зависеть их будущее. На основе ценностей, которые принимает человек, складываются его жизненные приоритеты. Какими будут эти приоритеты – зависит от него.
Система ценностных ориентаций, которыми руководствуется человек, определяет содержательную сторону его направленности и составляет основу его отношений к миру в целом, к другим людям и к самому себе, а также основу мировоззрения и мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции.
Одно из важнейших мест в потребностях человека занимает общение. Именно в общении формируются межличностные отношения.
Одним из видов межличностных отношений является дружба. В отличие от функциональных, деловых отношений дружба самоценна.
Дружеские отношения являются важной составляющей межличностных отношений и являются значимыми для человека на протяжении всей жизни, независимо от пола, возраста, социокультурных условий.
В настоящее время становится актуальной проблема тревожности обучающихся в современной образовательной организации. Довольно часто школьники больше всего испытывают тревогу относительно своих достижений, страха в общении с учителями и проверки знаний, имеют низкую физиологическая сопротивляемость к стрессу и страх самовыражения, испытывают страх не соответствовать ожиданиям окружающих. В этой связи наш опрос является актуальным для рассмотрения влияния определенных аспектов на личность обучающегося.
Для изучения отношения участников проекта по различным аспектам мировоззрения по поводу жизненных ценностей и ориентиров, дружеских отношений, первой влюбленности, некоторых аспектов уровня школьной тревожности и т.д. нами был проведен опрос в соответствии с заданной темой.
Он-лайн опрос в группе «Поколение рунета» показал, что в основном большинство респондентов верят в то, что иногда можно увидев человека лишь один раз возможно в то же мгновение в него влюбиться, остальные участники придерживаются мнения, что либо «почему бы и нет, это и есть настоящая любовь» или «так не бывает, это не любовь».
Рисунок № 1. Результаты ответов на вопрос «Верите ли вы в то, что можно увидеть человека лишь один раз и в то же мгновение влюбиться?»
По результатам опроса можно увидеть, что большинство респондентов наедине с другом, говорят о «вечных» вопросах жизни и довольно много уделяют времени данному вопросу, следующей категории опрошенных на это почти не хватает времени, для некоторых респондентов данная тема не является актуальным предметом обсуждения, которому следует уделять внимание и меньшая часть опрошенных не разговаривает со своим другом или друзьями о «вечных» вопросах жизни.
Рисунок № 2. Результаты ответов на вопрос «Если вы наедине с другом, говорите ли вы о «вечных» вопросах жизни?»
Дружба – жизненно важный аспект для человека. Не чувствуя общности, единства с другими, человек начинает испытывать одиночество.
На вопрос «Готовы ли вы делиться чем-то сокровенным с человеком, которого называете другом?» участники опроса ответили следующим образом: в целом большинство респондентов готовы рассказать, но в зависимости от того какую тайну придется раскрыть, ведь тайны бывают разные, следующая часть опрошенных готова поделиться, абсолютно всем, вне зависимости от того какую тайну, секрет придется рассказать, и несколько человек не готовы рассказывать и обсуждать свои различные секреты, тайны.
Рисунок № 3. Результаты ответов на вопрос «Готовы ли вы делиться чем-то сокровенным с человеком, которого называете другом?»
Определяя на какие темы участникам проекта интересно беседовать и размышлять, по результатам опроса можно увидеть, что большинство опрошенных предпочитает вести дискуссии о различных аспектах человеческих взаимоотношений, следующей категории респондентов ближе тематика, посвященная их домашним животным, другая часть респондентов предпочитает обсуждать недавно вышедший фильм, другим интересно дискутировать о новой научной гипотезе и для следующей категории опрошенных является актуальной тема о технических характеристиках новой модели машины, компьютера.
Рисунок № 4. Результаты ответов на вопрос «Мне интереснее беседовать о…»
По результатам опроса можно увидеть, что большинство респондентов в ходе прочтения книг или просмотра кинофильмов привлекает в основном сюжет и действия героев, следующие категории участников опроса выбрали варианты «художественная форма, мастерство писателя или режиссера» и «возможность следить за ходом мыслей автора».
Рисунок № 5. Результаты ответов на вопрос «В книге или кинофильме меня больше всего привлекает»
Нами был разработан блок вопросов, касающийся вопросов школьной тревожности обучающихся в образовательных организациях:
Определяя насколько тревожным является для участников опроса поход в образовательную организации, можно увидеть, что большинство респондентов периодически с беспокойством думают о том, что будет завтра в школе, следующая категория респондентов довольно постоянно думает о завтрашнем школьном дне, некоторые респонденты вообще не думают по данному поводу и для нескольких человек в образовательной организации – «там всегда, все одинаково».
Рисунок № 6. Результаты ответов на вопрос «Думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?»
На вопрос «Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?» респонденты ответили следующим образом: в целом большинству опрошенных «бывает по-разному» либо трудно либо легко, возможно все зависит от предмета и различных обстоятельств, следующей категории респондентов совсем не трудно и нескольким опрошенным довольно трудно получить отметки, каких ждут от него родители.
Рисунок № 7. Результаты ответов на вопрос «Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?»
Устанавливая пугает ли респондентов проверка их знаний в образовательной организации большинство респондентов на первое место ставят «смотря каких знаний», на второе «зависит от предмета», на третье «да, очень» и на четвертое «нет, совершенно не пугает». Таким образом, в этой связи можно сделать вывод, что в целом возможно общее эмоциональное состояние опрошенных, связанное с различными формами его включения в жизнь образовательной организации соответствует нормам.
Рисунок № 8. Результаты ответов на вопрос «Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?»
Нами был разработан следующий блок вопросов, касающийся различных особенностей дружбы, дружеских отношений:
На вопрос «Что для Вас дружба?» большинство респондентов, ответили, что дружба – это доверие друг к другу, следующая категория выбрала вариант «это поддержка», и остальные опрошенные предпочли следующие варианты» «это взаимопомощь», «другое», «это доброжелательность».
Рисунок № 9. Результаты ответов на вопрос «Что такое для тебя дружба?»
Отвечая на вопрос «Можно ли сказать, что у тебя есть друзья?» большинство респондентов ответили положительно («да, конечно»), другая категория опрошенных выбрала вариант «скорее нет, чем да» и несколько человек ответили, что они не уверены если у них друзья.
Рисунок № 10. Результаты ответов на вопрос «Можно ли сказать, что у тебя есть друзья?»
По результатам опроса можно увидеть, что большинство респондентов мало времени проводят со своими друзьями, следующая категория участников опроса наоборот довольно много времени проводит с друзьями, остальные опрошенные выбрали следующие варианты: «не очень много», «свободное от домашних дел время» и несколько человек все свободное время проводят с друзьями.
Рисунок № 11. Результаты ответов на вопрос «Много ли времени ты проводишь с друзьями?»
Определяя сколько по мнению респондентов друзей может быть у человека на протяжении всей жизни опрошенные на первое место ставят вариант «сколько есть», на второе «на всю жизнь друзей не бывает», на третье «много», «один», на четвертое «3-4».
Рисунок № 12. Результаты ответов на вопрос «Сколько друзей может быть у человека на протяжении всей жизни?»
Отвечая на вопрос «Нужны ли друзья в современном мире?» большинство респондентов ответили, что конечно друзья необходимы, и следующая категория опрошенных ответили, что скорее всего друзья нужны, вариант ответа «нет» никто из опрошенных не выбрал.
Рисунок № 13. Результаты ответов на вопрос «Нужны ли друзья в современном мире?»
В результате проведенного опроса можно сделать вывод, что дети испытывают страх в ситуации проверки знаний, беспокоятся о предстоящих мероприятиях (уроки, контрольные, экзамены) в школе.
Данный опрос позволил нам выявить отношение респондентов к дружбе, дружеским отношениям, первой влюбленности, по результатам можно увидеть, что в целом все участники понимают значимость, ценность дружбы и поддерживают отношения со своими друзьями, но все же присутствуют результаты по некоторым вопросам над которыми стоит задуматься специалистам.
Проблемой столкновения с различными признаками школьной тревожности, сохранения ценности дружеских отношений между субъектами образовательной организации следует заниматься всем участникам образовательного процесса: не только классным руководителям и учителям-предметникам, но и психологу и социальному педагогу, также необходимо привлекать и родителей.