ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
«ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ»

 

 

С 25 мая по 29 мая 2020 года в группе «Поколение рунета», в социальной сети «Вконтакте» прошла Неделя он-лайн опросов, в котором приняли участие 144 обучающихся.

Исследование возможностей дистанционного обучения (плюсы и минусы этой системы) в последнее время стало интересовать многих - прогресс на месте не стоит, с каждым днем в мире появляются новые теории и приспособления для облегчения современной жизни человека, в том числе и в образовании. Такое обучение многих привлекает, так как не нужно будет ходить в школу или университет - достаточно просто появиться в интернете, пройти небольшую авторизацию, и вы сможете получить лекцию или посетить занятие. Экономия времени и для детей, и для взрослых. Но вот только учителя, а также ученики разделились на несколько категорий. Он-лайн опрос в группе «Поколение рунета» показал, что большинство респондентов считает, что «в школе обучаться лучше, чем дистанционно» (45%), для некоторых обучающихся дистанционное обучение показалось «непривычным» (17%), «сложным» (16%), «скучным» (11%). Но в тоже время, часть респондентов предпочла бы и дальше обучаться дистанционно (11%).

 

 Гистограмма №1. Результаты ответов на вопрос «Дистанционное обучение, для меня»

А у нас опрос…

 

Из-за карантина в 2020 году почти 16 млн. школьников по всей стране внезапно оказались на самоизоляции. Один на один с уймой свободного времени, а так же с доступом в Интернет. Мы провели опрос, чтобы узнать, как проводили свободное время дети, чему научились. Исходя из ответов респондентов, можно говорить о том, что дети стали «больше общаться в социальных сетях» (34%), кто-то «начал заниматься спортом в домашних условиях» (24%), «посещали онлайн-музеи, театры» (13%), рисованием (13%), начали «изучать иностранные языки» (12%), занялись «игрой на музыкальном инструменте» (4%). Полезным навыком, приобретенным за период самоизоляции, дети считают самостоятельное принятие решений, касающиеся обучения (22%) и планирование своего дня (23%).

 

Гистограмма №2. Результаты ответов на вопрос «А что самого полезного случилось с тобой за время самоизоляции?»

А у нас опрос…

 

Многим детям было скучно во время самоизоляции: не хватало общения с друзьями (35%) и прогулок на свежем воздухе (31%).

 

Гистограмма №3. Результаты ответов на вопрос «Чего не хватало во время самоизоляции?»

А у нас опрос…

 

Мировая статистика за последний месяц свидетельствует, что участились внутрисемейные конфликты, так как во время самоизоляции все члены семьи находились вместе 24 часа в сутки. На вопрос: «Считаешь ли ты, что у тебя есть взаимопонимание с родителями?» подростки ответили, что в их семье «есть взаимопонимание с родителями» (85%), большинство «разговаривают по душам и обсуждают личные вопросы» (67%), а так же «охотно участвуют вместе с родителями в решении бытовых вопросов, помогают по дому» (81%). Хотя, часть респондентов отметило, что помогают по дому только когда есть желание (16%).

 

Гистограмма №4. Результаты ответов на вопрос «Считаешь ли ты, что у тебя есть взаимопонимание с родителями?»

А у нас опрос…

 

Участники опроса утверждают, что их родители знают большинство их друзей (75%), с некоторыми не знакомы (22%).

 

Гистограмма №5. Результаты ответов на вопрос «Знают ли родители твоих друзей?»

А у нас опрос…

 

На вопрос «Обсуждаешь ли ты с родителями прочитанные книги, просмотренные фильмы, увиденные телепередачи?» ответили «да» (42%), «нет» (24%), «иногда» (34%).

 

Гистограмма №6. Результаты ответов на вопрос «Обсуждаешь ли ты с родителями прочитанные книги, просмотренные фильмы?»

А у нас опрос…

 

Выявить уровень информированности об интернет-рисках, а так же адекватности оценки ситуаций «опасных» по отношению к детям, позволил вопрос «Знаешь ли ты как поступить, если с тобой произошло что-то плохое?». Результаты показали, что подростки знают, как поступить, если что-то произошло «плохое» (90%). Дети считают, что в первую очередь надо обратиться за помощью к родителям (75%); к друзьям, одноклассникам (44%); к другим родственникам (32%); некоторые обратятся к интернет источникам (21%); к психологу (17%); классному руководителю (16%); он-лайн друзьям (12%) и к администрации школы (4%).

 

Гистограмма №7. Результаты ответов на вопрос «Знаешь ли ты как поступить, если с тобой произошло что-то плохое и к кому ты обратишься за помощью?»

А у нас опрос…

 

С целью выявления занятости на летний период, был проведен опрос, о том есть ли планы у детей на летние каникулы. Большинство обучающихся планируют летом общаться с друзьями и по возможности ездить с ними на речку (35%), будут готовиться к учебному году (27%), будут дома (26%), поедут к дедушкам и бабушкам в деревню (24%), поедут на море (13%), запишутся на курсы (9%), занятия с репетитором (7%). Большая категория респондентов «пока не знает чем будет заниматься в летний период» (20%).

 

Гистограмма №8. Результаты ответов на вопрос «Мои планы на лето»

А у нас опрос…

 

Модераторы группы «Поколение рунета» с целью развития группы и выявления предпочтений в он-лайн мероприятиях для обучающихся, опросили участников группы о изменениях и улучшениях в проведении мероприятий. Опрос показал, что подросткам хотелось бы чаще видеть в группе опросы или обучение (23%), организовывать чаще различные мероприятия (16%), размещать полезную информацию для квеста (16%), проводить видеотрансляции (7%), индивидуальные занятия, не только групповые (2%).

 

Гистограмма №9. Результаты ответов на вопрос «Став модератором группы «Поколение рунета», какие изменения и улучшения ты предложил(а) бы?»

А у нас опрос…

 

Таким образом, подводя итог, можно сделать следующие выводы:

Дистанционное обучение, по - мнению детей, позволило обеспечить индивидуальный подход к ребенку, исключило давление со стороны преподавателей и не задавало четких временных рамок для усвоения информации. Школьное образование позволяет ребенку развиваться не только интеллектуально, но и социально, получить опыт командной работы, преодоления трудностей и живое общение со сверстниками. Находясь на дистанционном обучении, детям приходится общаться через интернет, там же смотреть развлекательные программы и тем самым они становятся больше зависимы от интернета и подвергаются опасности в сети.

Хочется отметить, что несмотря на все преимущества дистанционного обучения, опыт школьного общения со сверстниками, друзьями ни что не сможет заменить. В связи с этим по проведенному исследованию, удалось определить высокую степень актуальности проблемы интернет-зависимости, формирования навыков общения в социальных сетях и наметить возможные способы решения.

 

 

Приложение 8

 

 

 

 

Приложение 9

Гистограмма №9. Результаты ответов на вопрос «Став модератором группы «Поколение рунета», какие изменения и улучшения ты предложил(а) бы?»

 А у нас опрос…