С 25 мая по 29 мая 2020 года в группе «Поколение рунета», в социальной сети «Вконтакте» прошла Неделя он-лайн опросов, в котором приняли участие 144 обучающихся.
Исследование возможностей дистанционного обучения (плюсы и минусы этой системы) в последнее время стало интересовать многих - прогресс на месте не стоит, с каждым днем в мире появляются новые теории и приспособления для облегчения современной жизни человека, в том числе и в образовании. Такое обучение многих привлекает, так как не нужно будет ходить в школу или университет - достаточно просто появиться в интернете, пройти небольшую авторизацию, и вы сможете получить лекцию или посетить занятие. Экономия времени и для детей, и для взрослых. Но вот только учителя, а также ученики разделились на несколько категорий. Он-лайн опрос в группе «Поколение рунета» показал, что большинство респондентов считает, что «в школе обучаться лучше, чем дистанционно» (45%), для некоторых обучающихся дистанционное обучение показалось «непривычным» (17%), «сложным» (16%), «скучным» (11%). Но в тоже время, часть респондентов предпочла бы и дальше обучаться дистанционно (11%).
Гистограмма №1. Результаты ответов на вопрос «Дистанционное обучение, для меня»
Из-за карантина в 2020 году почти 16 млн. школьников по всей стране внезапно оказались на самоизоляции. Один на один с уймой свободного времени, а так же с доступом в Интернет. Мы провели опрос, чтобы узнать, как проводили свободное время дети, чему научились. Исходя из ответов респондентов, можно говорить о том, что дети стали «больше общаться в социальных сетях» (34%), кто-то «начал заниматься спортом в домашних условиях» (24%), «посещали онлайн-музеи, театры» (13%), рисованием (13%), начали «изучать иностранные языки» (12%), занялись «игрой на музыкальном инструменте» (4%). Полезным навыком, приобретенным за период самоизоляции, дети считают самостоятельное принятие решений, касающиеся обучения (22%) и планирование своего дня (23%).
Гистограмма №2. Результаты ответов на вопрос «А что самого полезного случилось с тобой за время самоизоляции?»
Многим детям было скучно во время самоизоляции: не хватало общения с друзьями (35%) и прогулок на свежем воздухе (31%).
Гистограмма №3. Результаты ответов на вопрос «Чего не хватало во время самоизоляции?»
Мировая статистика за последний месяц свидетельствует, что участились внутрисемейные конфликты, так как во время самоизоляции все члены семьи находились вместе 24 часа в сутки. На вопрос: «Считаешь ли ты, что у тебя есть взаимопонимание с родителями?» подростки ответили, что в их семье «есть взаимопонимание с родителями» (85%), большинство «разговаривают по душам и обсуждают личные вопросы» (67%), а так же «охотно участвуют вместе с родителями в решении бытовых вопросов, помогают по дому» (81%). Хотя, часть респондентов отметило, что помогают по дому только когда есть желание (16%).
Гистограмма №4. Результаты ответов на вопрос «Считаешь ли ты, что у тебя есть взаимопонимание с родителями?»
Участники опроса утверждают, что их родители знают большинство их друзей (75%), с некоторыми не знакомы (22%).
Гистограмма №5. Результаты ответов на вопрос «Знают ли родители твоих друзей?»
На вопрос «Обсуждаешь ли ты с родителями прочитанные книги, просмотренные фильмы, увиденные телепередачи?» ответили «да» (42%), «нет» (24%), «иногда» (34%).
Гистограмма №6. Результаты ответов на вопрос «Обсуждаешь ли ты с родителями прочитанные книги, просмотренные фильмы?»
Выявить уровень информированности об интернет-рисках, а так же адекватности оценки ситуаций «опасных» по отношению к детям, позволил вопрос «Знаешь ли ты как поступить, если с тобой произошло что-то плохое?». Результаты показали, что подростки знают, как поступить, если что-то произошло «плохое» (90%). Дети считают, что в первую очередь надо обратиться за помощью к родителям (75%); к друзьям, одноклассникам (44%); к другим родственникам (32%); некоторые обратятся к интернет источникам (21%); к психологу (17%); классному руководителю (16%); он-лайн друзьям (12%) и к администрации школы (4%).
Гистограмма №7. Результаты ответов на вопрос «Знаешь ли ты как поступить, если с тобой произошло что-то плохое и к кому ты обратишься за помощью?»
С целью выявления занятости на летний период, был проведен опрос, о том есть ли планы у детей на летние каникулы. Большинство обучающихся планируют летом общаться с друзьями и по возможности ездить с ними на речку (35%), будут готовиться к учебному году (27%), будут дома (26%), поедут к дедушкам и бабушкам в деревню (24%), поедут на море (13%), запишутся на курсы (9%), занятия с репетитором (7%). Большая категория респондентов «пока не знает чем будет заниматься в летний период» (20%).
Гистограмма №8. Результаты ответов на вопрос «Мои планы на лето»
Модераторы группы «Поколение рунета» с целью развития группы и выявления предпочтений в он-лайн мероприятиях для обучающихся, опросили участников группы о изменениях и улучшениях в проведении мероприятий. Опрос показал, что подросткам хотелось бы чаще видеть в группе опросы или обучение (23%), организовывать чаще различные мероприятия (16%), размещать полезную информацию для квеста (16%), проводить видеотрансляции (7%), индивидуальные занятия, не только групповые (2%).
Гистограмма №9. Результаты ответов на вопрос «Став модератором группы «Поколение рунета», какие изменения и улучшения ты предложил(а) бы?»
Таким образом, подводя итог, можно сделать следующие выводы:
Дистанционное обучение, по - мнению детей, позволило обеспечить индивидуальный подход к ребенку, исключило давление со стороны преподавателей и не задавало четких временных рамок для усвоения информации. Школьное образование позволяет ребенку развиваться не только интеллектуально, но и социально, получить опыт командной работы, преодоления трудностей и живое общение со сверстниками. Находясь на дистанционном обучении, детям приходится общаться через интернет, там же смотреть развлекательные программы и тем самым они становятся больше зависимы от интернета и подвергаются опасности в сети.
Хочется отметить, что несмотря на все преимущества дистанционного обучения, опыт школьного общения со сверстниками, друзьями ни что не сможет заменить. В связи с этим по проведенному исследованию, удалось определить высокую степень актуальности проблемы интернет-зависимости, формирования навыков общения в социальных сетях и наметить возможные способы решения.
Приложение 8
Приложение 9
Гистограмма №9. Результаты ответов на вопрос «Став модератором группы «Поколение рунета», какие изменения и улучшения ты предложил(а) бы?»