ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
«ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ»

Мой ребёнок чего-то боится

Ни один ребёнок не застрахован от появления страхов. Появление страхов у детей может спровоцировать как неожиданно возникшая ситуация (кинулась собака, резко затормозила машина и т.д.), так и люди, в окружении ребёнка, которые рассказывают ему разные страшные истории. Как вести себя в таких случаях?

Вам необходимо проявить понимание и заботу по отношению к ребёнку, не нужно его стыдить, лучше поговорить с ним о его страхе, о тех персонажах, которые вызывают этот страх. Можно воспользоваться следующим алгоритмом:

Как они выглядят? Чего они хотят? В каком мире существуют? Для чего пришли в наш мир? Что ты можешь сделать, чтобы подружиться с ними? Что произойдёт, когда вы подружитесь? Какие слова они скажут тебе перед сном?

Принять страх ребёнка и успокоить его, вы можете, рассказав историю из детства о своих страхах, кого боялись вы, как справлялись с этим страхом.

Проявляйте интерес к тому, что ребёнок читает, что смотрит по телевизору перед сном, старайтесь обсудить прочитанное и увиденное вместе с ним, предлагайте менее страшное.

 

Мой ребёнок испытывает трудности в общении со сверстниками или взрослыми

На детской площадке, на различных мероприятиях, где участвуют дети, можно наблюдать такую картину – ребёнок стоит один и настороженно смотрит на своих сверстников, увлечённо играющих друг с другом. Родителей беспокоит такая ситуация и они подталкивают ребёнка к играющим сверстникам, а он сопротивляется ещё сильнее.

В такой ситуации вы можете помочь своему ребёнку, если сами включитесь в игру с другими детьми и позволите себе побыть «ребёнком», увлекая своим примером, а когда ваш ребёнок включится в игру с другими детьми – надо похвалить его за смелость.

Дети постарше могут замкнуться, получив неудачный опыт общения со сверстниками или с взрослыми. Такую ситуацию необходимо с ребёнком разобрать, успокоить его, объяснить, что не всегда и не со всеми людьми удаётся сразу наладить общение. Можно предложить почитать книгу Дейла Карнеги «Как завоевать друзей».

Модель общения с внешним миром дети берут из своей семьи, поэтому родителям нужно самим больше общаться с детьми и говорить на интересующие их темы. Хорошим примером общения могут стать регулярные посиделки всей семьёй, к примеру, за вечерним чаем в субботу или в воскресенье, когда в непринуждённой обстановке, все члены семьи делятся произошедшими за неделю событиями и говорят о своих планах на предстоящую неделю.

 

Как не допустить ошибку в воспитании приёмного ребёнка

Приёмные дети в своём поведении отличаются от родных детей. Негативный опыт отвержения родными родителями, потеря родителей, сказывается на их жизненных установках: мир враждебен, доверять никому нельзя, на взрослых нельзя опереться. Вам, как приёмным родителям, необходимо учитывать это состояние недоверия ребенка ко всем взрослым, поэтому необходимо запастись терпением и не рассчитывать на быстрый результат. Даже если ребёнок внешне выглядит прилежным, доброжелательно общается с взрослыми в своей новой семье, внутри он насторожен, и критику в свой адрес воспринимает болезненно, как отвержение.

Такие дети часто совершают поступки, вызывающие справедливое возмущение у взрослых, разбрасывают вещи в своей комнате, сознательно ломают приборы и оборудование, занимаются воровством, показывая взрослым, таким образом, своё недоверие, проверяют их на терпение и устойчивость. Такими негативными поступками приёмные дети, как-бы проверяют, любят ли их по-настоящему, или взрослые относятся к ним в соответствии с поступками. Поэтому вам необходимо донести до ребенка, что вы любите их такими, какие они есть, но вот некоторые их поступки очень сильно расстраивают.

Растопить лёд недоверия у приёмных детей поможет совместная деятельность, уборка в доме, работа на приусадебном участке, прогулки на природе, посещение музеев, выставок, просмотр фильмов.

 

Мой ребёнок связался с плохой компанией. Что делать?

Такое может произойти с детьми, вступившими в подростковый возраст. Какие причины этого явления?

Основная потребность этого периода развития – принятие, как со стороны родителей, так и в своей подростковой среде. Также подростку важно утвердиться среди своих сверстников, почувствовать себя значимым, своим, принятым, ровесниками в классе, дворовой компанией. Добиваться такого самоутверждения подростки могут разными способами, и один из них – связаться с неблагополучной компанией, ведущей себя вызывающе.

Можно ли уберечь ребёнка, общающегося с плохой компанией, вытащить его оттуда, даже если он уже стал там своим, принятым членом группы?

В такой ситуации вам необходимо приложить максимум усилий, чтобы ваш ребенок осознал всю опасность пребывания в такой компании и доверился вам.

Какие действия помогут подростку разобраться в ситуации с плохой компанией?

В первую очередь, с ним необходимо поговорить спокойно и доброжелательно, очень важно для него понимание, что родители его любят и принимают таким, какой он есть.

В этот, сложный для подростка период развития, ему необходимо признание его родителями и словесное выражение любви. Время от времени устраивайте посиделки за вечерним чаем, доставайте фотографии своей молодости и рассказывайте своему взрослеющему ребенку о том, какими вы были в их возрасте, как выбирали друзей, с кем совсем не хотелось общаться. Такие разговоры повысят доверие к вам со стороны ребенка, помогут наладить доверительные отношения в семье. А когда подросток все свои потребности удовлетворяет в семье, потребность общаться в сомнительных компаниях отпадает сама собой.

 

Ребёнок находится в трудной жизненной ситуации (развод родителей, смерть кого-то из близких)

Развод и уход из дома одного из родителей ребёнок воспринимает, как потерю близкого человека.

Переживания такой потери очень глубокие, в этот момент ребёнок становится плаксивым, может замкнуться и перестать общаться с близкими и своими друзьями, начинает проявлять повышенную агрессию на все попытки заговорить с ним. Чтобы избежать такого состояния у ребёнка, вам необходимо заранее, до развода поговорить с ним, объяснив, что взрослые не могут жить вместе по своим причинам, но каждый из них продолжает любить ребёнка.

Общение с ребёнком родителя, ушедшего из семьи, должно быть максимально полноценным, задача родителя, который живёт с ребёнком – не препятствовать этому общению.

Если в семье горе и из жизни ушёл член семьи, с которым ребёнок много общался, любил его, то лучше, для проживания потери, если ребёнок будет присутствовать на траурных мероприятиях, поедет проводить на кладбище. Перед прощанием необходимо объяснить ребёнку, что старенькие и сильно болеющие люди могут умирать, но с ним это не случится. Во время прощания необходимо быть рядом с ним и поддерживать, отвечать на его вопросы.

 

Ребёнок начал курить, употреблять алкоголь, или наркотики

Первые попытки употребления психоактивных веществ происходят в начале подросткового возраста. Часто, за компанию или из любопытства, дети начинают пробовать курить сигареты, пить пиво, или, того хуже, употреблять марихуану и разные синтетические наркотики, такие как спайс.

Вам, с наступлением у вашего ребенка подросткового возраста, необходимо быть внимательными к его состоянию, обращать внимание на то, в каком состоянии он приходит из школы, с вечерней прогулки. Если ребёнок неестественно возбуждён, у него расширены зрачки или есть запах алкоголя, сигарет – это должно насторожить родителя. Но одной беседы о вреде психоактивных веществ явно недостаточно, и для вас это должно послужить сигналом к действию, к изменению отношения к ребенку. Для подростка первые пробы психоактивных веществ – это способ утвердиться в своей группе, почувствовать себя значимым, принятым.

Как же в этой ситуации, вы можете помочь своему ребёнку справиться с искушением?

В этот момент важно спокойным тоном объяснить ребёнку весь вред употребления этих веществ, поговорить с ним о жизненных возможностях, которые он потеряет, если будет активно употреблять эти вещества, наметить вместе с ним способы борьбы с соблазном употребления психоактивных веществ, подумать, какими своими увлечениями он сможет заняться и переключать себя таким образом от употребления психоактивных веществ.

 

Как я могу помочь своему ребёнку при подготовке к сдаче экзаменов в школе

Период подготовки к сдаче экзаменов для школьников связан с сильным напряжением, эмоциональным и физическим. Старшеклассники в этот момент становятся раздражительными, болезненно реагируют на любые замечания и критику в свой адрес. Какая помощь родителей в этот период, будет для школьника наиболее эффективной?

Старшеклассники, заканчивающие обучение в школе и готовящиеся к сдаче итоговых экзаменов, сами нацелены на их сдачу, ждут момент окончания школы, предвкушают новую жизнь. Поэтому лишний раз не нужно им напоминать о необходимости хорошо сдать экзамены, они сами это прекрасно знают, а вот спокойная, доброжелательная атмосфера, которая царит в семье – им очень поможет. Можно обсудить со школьником рацион его питания в этот период – желательно включить в рацион больше рыбных блюд, свежий творог, свежие овощи и фрукты.

Важный момент: старшеклассник, в период подготовки к экзаменам, не должен переутомиться и ваша забота состоит в том, чтобы режим работы и отдыха ребенка соблюдался. Важно в этот период иметь хороший сон, в силах родителей организовать получасовую прогулку перед сном, после которой лучше сразу лечь спать. Остерегайте вашего ребёнка подолгу ночью засиживаться за учебниками и постарайтесь убедить его отказаться от крепкого чая и кофе на ночь.

Хорошим настроем для старшеклассника станет рассказ родителя о его подготовке к экзаменам, с какими трудностями он встречался в это время, как с ними справлялся. В общем, созданная вами атмосфера доброжелательности и заботы в семье будет способствовать успешной подготовке и сдаче итоговых экзаменов вашим выпускником.

 

У моего ребёнка есть трудности в адаптации (переезд в другой город, смена образовательной организации)

Переезд в другой город – дело, требующее большого напряжения. Родители так загружены всевозможными делами, что на детей порой не хватает времени. Ребёнок в это время встречается со своими трудностями: новая школа, новый класс, пристальные и не всегда доброжелательные, взгляды одноклассников.

Вы в такой ситуации можете помочь своему ребёнку, рассказав классному руководителю о тех сложностях, которые он испытывает, привыкая к новому коллективу. Важно, в первые дни пребывания в новом классе, разговаривать с ребёнком о его одноклассниках, слушать его мнение о том психологическом климате, который сложился в классе, не пропускать возникающих проблем в общении.

Если проблемы в общении с одноклассниками всё-таки начали появляться у ребенка, вам необходимо сразу включаться в их решение, не откладывать их, в надежде, что всё само чудесным образом разрешиться. Сначала ситуацию конфликта необходимо разобрать с ребёнком и показать все возможные варианты его разрешения. Если ситуацию ребёнок не может сам разрешить, то необходимо поговорить с классным руководителем и попросить его помочь. Ваше внимание к проблемам ребёнка уже сослужит ему хорошую службу – почувствовав в вас опору, он станет более уверенным и устойчивым, что позволит ему справляться с возникающими трудностями.

 

Меня не устраивают отношения с ребёнком

Родители начинают понимать, что отношения с ребёнком складываются не совсем так, услышав претензии к нему со стороны воспитателей в детском саду или замечания от учителя в школе. Хорошо, если эти замечания, послужат толчком к изменению в отношениях с ребёнком. Стоит задуматься, что именно не устраивает вас в отношениях с ребёнком, и подумать, чего бы вам хотелось, и что для этого нужно делать.

Вам, в такой ситуации, необходимо учитывать тот факт, что до 12-14 лет у ребёнка сохраняется сильная эмоциональная связь с мамой – если мама в сильном волнении – волнуется ребёнок, если ребёнок испытывает сильные переживания, то это затрагивает маму. Поэтому прежде, чем решать проблемы тревожности у ребёнка, необходимо стабилизировать эмоциональное состояние мамы.

Спокойная, доброжелательная обстановка в семье, послужит той благоприятной почвой, на которой можно выстраивать доверительные отношения с ребёнком.

Начинать выстраивать доверительные отношения с ребёнком желательно как можно раньше. В общении с ним чаще употреблять вопросы; Как бы ты хотел? Как можно поступить, чтобы всем было хорошо? Какие твои поступки расстраивают родителей?

Общение родителей, в таком случае, позволяет ребёнку чувствовать уважение к себе, приучает его брать ответственность за свои поступки.

 

Развитие, обучение и воспитание ребёнка

Эти процессы начинаются с первых дней жизни младенца. Мама берёт ребенка на руки, разговаривает с ним, не оставляет без внимания его плачь. Первые игрушки-погремушки над детской кроваткой, родители, которые реагируют на просьбы младенца – эта та благоприятная почва, на которой растёт и развивается ребёнок.

Первые годы жизни ребёнок сильно привязан к матери, поэтому его развитие и воспитание во многом зависит от её установок. Ведущая деятельность ребёнка в дошкольном возрасте – это игра, поэтому, чем больше мама играет с ним, чем больше ребёнок играет со своими ровесниками, тем лучше он развивается, тем прочнее платформа знаний, на которую он будет опираться в школьные годы, а затем обучаясь в ВУЗе.

Начиная с 2-3 лет и далее в младших классах школы желательно уделять много внимания развитию мелкой моторики у ребёнка – собирать конструктор, лепить из пластилина, рисовать, собирать пазлы. Эти занятия развивают у ребенка мозговые функции, приучают к усидчивости и стимулируют внимание.

Обучение младших школьников лучше строить на использовании игровых моментов: игры в буквы, в цифры, можно учить стихи, проигрывая сюжет этого стихотворения. Образы и сравнения при обучении младшего школьника также дают хорошие результаты в развитии.

Воспитание ребёнка происходит в семье, модель поведения и способы отношений с социумом он берёт именно из семьи. Поэтому спокойная, доброжелательная обстановка в семье, основанная на любви и уважении всех её членов – вот основа воспитания будущей гармоничной личности.