ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
«ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ»

Ежегодно с 2011 года на базе Центра педагогами-психологами проводятся занятия с учащимися по программе «Сталкер», рекомендованной Министерством образования и науки РФ, с целью формирования у детей установки на противодействие употребления ПАВ, формирования навыков поддержания благоприятного психоэмоционального состояния, выработки оптимальных поведенческих стратегий в различных ситуациях. В данной программе используются компьютерно-диагностические технологии, позволяющие определить факторы риска     наркотизации и направления профилактической работы.

 

Информационно-профилактическая программа «Сталкер» направлена на формирование устойчивой жизненной позиции, предотвращающей вовлечение подростков в употребление наркотиков, алкоголя и табака. Программа включает в себя компьютерную диагностику факторов риска наркотизации и занятия с элементами тренинга.     Профилактическая и коррекционная работа по программе «Сталкер» позволяет:
- сформировать у подростков навыки уверенного поведения в сложных ситуациях;
- осознать личную ответственность за свое поведение и выбор жизненного пути,
- развить коммуникативные навыки,
- сформировать поведенческие навыки на неприятие употребления ПАВ.

 

Программа «Сталкер» предназначена для работы с детьми среднего (10-14 лет) и старшего школьного возраста (14-18 лет).
Программа состоит из 12 занятий, которые проводятся в групповой форме. Регулярность занятий – 1 раз в неделю, продолжительность занятия – до 2 часов. Количество учащихся в группе – до 20 человек.

 

Для разных возрастных групп уровень сложности в подаче информационного материала различен. При проведении работы психологи  учитывают психологические особенности разных возрастов, ориентируясь на ведущие мотивы возрастной группы, особенности восприятия и общения.

 

Программа включает:
1. Психологическое тестирование – целью тестирования является определение информированности подростков о проблемах употребления психоактивных веществ, отношения к этим проблемам, выявление предпочитаемых стратегий поведения.
2. Теоретические занятия предоставляют актуальную и достоверную информацию о наркотиках, алкоголе, табакокурении, их воздействии на человека, возможностях преодоления зависимости.
3. Психологический тренинг – это выработка навыков уверенного поведения в проблемных ситуациях, создаются условия для личностного роста подростков.
4. Повторное психологическое тестирование (после прохождения всего курса) проводится с целью выявления динамики роста негативного отношения к употреблению ПАВ.

 

В программу входят теоретические занятия по следующим темам:
1. Стрессы.
2. Факторы, способствующие вовлечению в наркозависимость.
3. Зависимые состояния.
4. Воздействие наркотиков на организм.
5. Воздействие наркотиков на личность.
6. Отказ от наркотиков.
7. Алкоголизм.
8. СПИД.
9. Курение.
10. Возможность достижения состояния психического комфорта.

 

Результаты, ожидаемые от реализации программы
1) Сформирована эмоциональная, когнитивная и поведенческая установка на неприятие употребления ПАВ.
2) Повышен уровень информативности о влиянии ПАВ на организм и личность человека.
3) Осознание причинно-следственных связей, лежащих в основе взаимодействия людей и общества.

 

По завершению занятий выдается психолого-педагогическое заключение в виде документа, содержащего информацию по каждой группе детей:
1) уровень информированности обучающихся по следующим темам: «Стресс», «Зависимость», «Воздействие наркотиков на организм и их влияние на личность», «Алкоголизм», «Курение», «ВИЧ-инфекция»;
2) отношение к употреблению ПАВ (положительное, отрицательное, или неопределенное);
3) наиболее значимая сфера в жизни учащихся (здоровье, активность, семья, друзья);
4) поведенческая стратегия (внутренняя или внешняя, активная, неопределенная или избегание);

 

В соответствии с результатами исследования образовательным организациям даются рекомендации по дальнейшей работе с детьми.

 

Для составления графика профилактических занятий по программе «Сталкер» общеобразовательные организации города предоставляют заявки  в Центр психолого-педагогической поддержки и развития детей (приложение 1).

 

В период с сентября 2011 года по май 2014 года в занятиях по программе «Сталкер» приняли участие свыше 100 образовательных организаций г. Воронежа, охват учащихся – свыше 2000 подростков.

 

Данные, полученные в результате компьютерной диагностики были следующие:
- у 75% учащихся на момент начала занятий по программе «Сталкер» знания о вреде употребления алкоголя, наркотиков, табака были не достоверны; 68% - допускают возможность употребления алкоголя, 71% - табака, 15% - наркотиков;   

Не сформирована ценность: 

- «сохранение здоровья» - 73%;
- «дружеские отношения» - 45%;
- «семья» - 58%.

Информационно-профилактическая программа « Сталкер »

 

У 54% подростков по отношению к ситуации употребления ПАВ не сформирована поведенческая стратегия (неопределенная).

 Информационно-профилактическая программа « Сталкер »

 

По результатам занятий было отмечено снижение факторов риска злоупотребления ПАВ, таких, как:
1) уровень достоверной информативности учащихся о влиянии ПАВ на организм и личность человека повышен с 25% до 47%;
2) увеличился рейтинг жизненных ценностей подростков:
    - здоровье – с 27% до 52%;
    - семья – с 42% до 51%;
    - друзья – с 55% до 63%.

Информационно-профилактическая программа « Сталкер »
3) сформирована эмоциональная, когнитивная и поведенческая установка на неприятие употребления ПАВ – 93%;
4) сформированы навыки поддержания благоприятного психоэмоционального состояния – 61% учащихся;
5) выработаны оптимальные поведенческие стратегии в различных ситуациях на неприятие употребления ПАВ – 93% учащихся (98% отметили негативное влияние алкоголя и наркотиков на организм человека, 89% – табака).
6) изменилось отношение к ситуации употребления ПАВ и были сформированы навыки уверенного поведения – 88% учащихся.

Информационно-профилактическая программа « Сталкер »

 

 

 

Отправить заявку на участие в программе «Сталкер»