ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
«ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ»

 

Кудрявцева С.С.

Казенное общеобразовательное учреждение Воронежской области

«Павловская школа-интернат №2 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», г. Павловск

 

«Психологический комфорт в семье в условиях самоизоляции»

В сегодняшнее непростое время, время нестабильности, перемен, кризиса, дети, как и взрослые временно теряют ориентиры, границы. Неизбежно слабеют любые нормы и правила. Поэтому так важно, нам взрослым, в этих новых условиях помочь ребёнку, дать ему границы и порядок.

Эмоциональное состояние ребенка зависит от состояния взрослого. Чтобы уберечь себя и свою психику от «массовой тревожности», нам необходимо сохранить нормальную способность к суждению и не впадать в одержимость.

Ведите себя спокойно, сдержанно, не избегайте отвечать на вопросы детей. Замечайте каждый день то, что вызывает у вас позитивную эмоцию (аромат кофе, солнечное утро, любимая песня). Не листайте бесконечно ленту новостей. Наша психика воспринимает негативную информацию как угрозу. Это усиливает стрессовую реакцию, которая не получает выхода. Длительный стресс ослабляет иммунную систему, делая организм восприимчивым к инфекциям.

1.Собственное спокойствие.

2. Восстановление режима дня.

Составьте расписание дня, как в школе. Планируйте каждые полчаса — час и стремитесь соблюдать. Помните?

Подъем.

Зарядка.

Утренние процедуры.

Завтрак.

ну и так далее…

Пресекайте все попытки «поспать еще часок» посмотреть фильм до полночи, и логичное утреннее «поспать еще пару часов»... Это дезориентирует.

3. Физическая активность.

Ребёнку, как и нам необходима физическая активность. Физкультминутка, онлайн-тренировка, танцы и многое другое. Занимайтесь вместе или по-отдельности! Двигайтесь! Повышайте тонус!

4. Разумное ограничение использования сети Интернет.

Установите правила и порядок использования школьником сети Интернет. Совсем ограничить его уже не получиться. Учёба, общение, тренировки и многое другое сейчас перешли в Интернет. Но и сидеть весь день перед компьютером или планшетом очень вредно для здоровья и психики школьника. Постарайтесь вместе с детьми определить те разумные нормы использования сети Интернет, которые отвечают актуальным потребностям школьника.

5. Обязательные домашние дела.

Определите ребёнку свои небольшие обязанности по дому. Поощряйте любую инициативу ребёнка в помощи вам по ведению домашнего хозяйства. Важно правильно распределить время, учеба, отдых, выполнение домашнего задания, обязательная помощь по дому, помощь посильная. Покажите пример своим детям – как прожить жизнь счастливо и полноценно. Важно переключиться с тревоги на уверенность можно в любой момент. Сместите фокус вашего внимания на то, что вы сами можете контролировать в своей жизни и на то, что раньше не хватало времени. Например:

- рацион питания и занятие спортом для укрепления иммунитета;

- разгрести залежи в шкафах;

- посадить цветы и ухаживать за ними;

- пересмотреть любимые фильмы дома;

- экспериментировать с рецептами блюд;

- наладить с детьми эмоциональную близость, говорить «я тебя люблю», вместе поиграть, обсудить кино или книгу, испечь пирог, порисовать и т. Д.

Родители могут привить ребенку навыки преодоления, совладания со сложными ситуациями и научить его справляться с возможным стрессом. Для этого родителям необходимо:

Сохранять, поддерживать спокойную, доброжелательную атмосферу в семье. Спокойствие членов семьи поможет придать ребенку уверенность, стабилизирует ситуацию. Регулярно общайтесь, с ребенком на темы, связанные с его переживаниями, чувствами, эмоциями. Делитесь своими переживаниями, мыслями, рассказывайте истории из жизни, о преодолении вами трудных жизненных ситуаций. Дети, которые чувствуют поддержку справляются со стрессом успешнее. Старайтесь поддерживать и стимулировать творческий ручной труд ребенка (рисование, плетение «фенечек», украшение одежды, это является своеобразной «разрядкой», несет успокоение – через работу воображения школьник отвлекается от негативных переживаний. Рисуем! Используйте акварель, пальчиковые краски, гуашь, муку, песок. Расстелите на полу ватман и творите вместе. Рисуйте кисточками и карандашами, ладошками и ватными палочками, губкой для посуды. Поддерживать семейные традиции. Поддерживайте режим дня школьника (сон, режим питания). Важно, чтобы вставал и ложился в привычное время.

Обратите внимание своего ребенка на важность соблюдения правил гигиены (мыть руки, пользоваться средствами дезинфекции для рук).

Невозможность тесного общения с друзьями и коллегами

Решение: переходите в онлайн.

Пользуйтесь социальными сетями на полную, устраивается совместные чаты, конференции в мессенджерах.

Предложите детям пообщаться с одноклассниками, друзьями из музыкальной школы посредством того же ватсапа.

Пришло время установить скайп или иную программу на компьютер бабушке и научить ее пользоваться. Это же удобно.

Заведите чат «семейный», «школьный», «рабочий», «клубный», «дачный», «соседский» и т.д.

Используйте программы синхронизации, чтобы смотреть фильмы, спектакли онлайн, а затем обсудите впечатления, за круглым столом.

Страх перед неизвестным, усталость от неопределенности

Решение: поиск выгод, умение стать гибким.

Это самая большая проблема для многих, кто оказался в самоизоляции, и о ней нужно говорить подробно. Перечислим пока основные рекомендации.

Подстраивайтесь под ситуацию и экономьте ресурсы.

Делайте то, что вам привычно, свойственно и приятно, не требуйте от себя невозможное, не заставляйте себя и окружающих.

Дайте себе время адаптироваться и будьте морально готовы к эмоциональным «сюрпризам» от себя и своих близких: страхам, эмоциональным качелям, вспышкам гнева, тревоги.

Будьте «здесь и сейчас». Делайте то, что актуально. Не накручивайте. Дышите ровнее. Снимайте тревожность любым привычным и доступным способом.

Займитесь самоуспокоением – планируйте заранее и отмечайте выполненное, заботьтесь о себе и поддержании чистоты квартиры, если вас это успокаивает.

Хвалите себя, хвалите близких. Начните вести «Дневник счастливых дел» – перед сном вспомните все хорошее, что сделало вас счастливыми и кратко запишите в виде 3-5 пунктов.

Проявите заботу о тех, кому это нужно. Закупить продукты для пожилой соседки или вынести мусор помогает чувствовать себя нужным и приносит реальную пользу другим. Помните, от вашего эмоционального состояния, настроения зависит психологический климат в семье, а значит и психологическое здоровье школьника.

Если ничего не помогает, скажите себе великую фразу, которая была дарована царю Соломону великим мудрецом: «Проходит все, пройдет и это».

Литература

1. Статья из материалов сборника Педагогический опыт: решения и находки / Материалы III межрегиональной научно-практической конференции. Воронеж, 2020.

2. Педагогический опыт: решения и находки / Сборник научно-методических статей Выпуск 43. Воронежский государственный педагогический университет. 2019.