ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
«ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ»

Архив. II региональный психологический Форум «Образование: территория психологической безопасности»

ДЕПАРТАМЕНТ

ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ

И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

«Центр психолого-педагогической поддержки и развития детей»

 

 

О проведении II регионального психологического Форума «Образование: территория психологической безопасности»

 

 

Уважаемые коллеги!

С целью повышения эффективности профилактической работы в образовательных организациях (далее - ОО) департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области совместно с ГБУ ВО «Центр психолого-педагогической поддержки и развития детей» проводит в период с 7 по 11 октября 2019 года II региональный психологический Форум «Образование: территория психологической безопасности» (далее – Форум).

Цель Форума – формирование дискуссионной площадки по обмену научного и практического опыта обеспечения безопасной образовательной среды и психологической защищенности субъектов образовательного пространства; демонстрация технологий организации безопасного пространства в системе образования.

В ходе Форума планируется обсуждение актуальных вопросов:

- внедрения новых психолого-педагогических технологий профилактики и коррекции девиантного и аддиктивного поведения несовершеннолетних, работы с родителями – несовершеннолетними – педагогами,

- современных подходов к оценке и сопровождению психологической безопасности образовательной среды,

- направления развития психологической службы, в том числе в рамках оказания психологической помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Для участия в Форуме приглашаются педагоги, социальные педагоги, воспитатели, педагоги-психологи, методисты, руководители ОО, специалисты системы образования, курирующие психологическую службу, профилактическую работу в ОО Воронежской области. Специалисты, принявшие участие в работе Форума, получат Сертификаты участника.

В работе Форума примут участие сотрудники СУ СК России по Воронежской области, ГУ МВД РОССИИ по Воронежской области, Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав правительства Воронежской области, Уполномоченный по правам ребенка Воронежской области, НКО, специалисты психологических служб других регионов, представители ВУЗов.

II региональный психологический Форум «Образование: территория психологической безопасности» состоится с 7 по 11 октября 2019 года по адресу: г. Воронеж, ул. Славы, д.13А, государственное бюджетное учреждение Воронежской области «Центр психолого-педагогической поддержки и развития детей».

 

 

 

ПРОГРАММА

II РЕГИОНАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФОРУМА

«Образование: территория психологической безопасности»

 

Дата проведения: 7-11 октября 2019 года

 

Место проведения: ГБУ ВО «ЦПППиРД»

 

 

7 октября 2019 года



ПРОГРАММА

II РЕГИОНАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФОРУМА

«Образование: территория психологической безопасности»



ОТКРЫТИЕ ФОРУМА

10.00 часов

- представитель ДОНиМП ВО

ПРИВЕСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ФОРУМА:

- ПОПОВА ИРИНА НИКОЛАЕВНА, Уполномоченный по правам ребенка при губернаторе Воронежской области

- СЕМЕЙКО ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА, Начальник отдела защиты прав детей Департамента образования науки и молодежной политики Воронежской области

ПРОГРАММА

Межрегиональной научно-практической конференции

«Образование: территория психологической безопасности»

ОТКРЫТИЕ КОНФЕРЕНЦИИ:


- КРАПИВИНА ВАЛЕНТИНА ФЕДОРОВНА,
руководитель ГБУ ВО «Центр психолого-педагогической поддержки и развития детей»

ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ КОНФЕРЕНЦИИ

11.00-12.00

ТЕМАТИКА ДОКЛАД

 

ДОКЛАДЧИК

Опыт и перспективы внедрения профессионального стандарта педагога-психолога

 

Худякова Татьяна Леонидовна, канд. психологических наук, доцент, зав. кафедрой практической психологии ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный педагогический университет»

Социальная и психологическая природа агрессивности и деструктивного поведения в современном мире

 

Тамахина Ирина Романовна, главный специалист ГБУ ВО «Центр психолого-педагогической поддержки и развития детей»

Роль семьи в формировании психологической безопасности образовательной среды

 

Драганова Оксана Александровна, директор Г(О)БУ Центр "СемьЯ", главный внештатный педагог-психолог Липецкой области, к.психол.н., доцент



РАБОТА ТЕМАТИЧЕСКИХ ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ПЛОЩАДОК

12.20-14.00

1 площадка

КРУГЛЫЙ СТОЛ

«Профилактика и коррекция девиантного и аддиктивного поведения: проблемы и пути решения»

 

Руководитель: Токарева Анна Алексеевна, заведующий отделом ГБУ ВО «ЦПППиРД»

ТЕМАТИКА ДОКЛАДА

 

ДОКЛАДЧИК

Аддикции подростков 21 века: методы профилактики и коррекции

 

Мязина Светлана Евгеньевна, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики ГАУДПО Липецкой области "Институт развития образования"

Актуальные проблемы деятельности следователя по предупреждению преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних. Роль межведомственного взаимодействия в вопросах профилактики преступлений

 

Вялых Наталья Владимировна, старший инспектор организационно-контрольного отдела СУ СК РФ по Воронежской области

 

 

Практические вопросы профилактики киберпреступлений в молодежной среде

 

Пестов Сергей Владимирович, генеральный директор АНО «Интернациональный Центр Спасения Детей От Киберпреступлений», член общественного совета при «Главном управлении по взаимодействию с федеральными территориальными органами Рязанской области», г. Рязань

Проблемы массового сознания в контексте детской и молодёжной среды

 

Матвиенко Геннадий Валентинович, преподаватель МИКТ, психолог

Риски и угрозы в интернете: результаты работы Линии помощи «Дети онлайн»

 

Дренёва Анна Александровна, психолог-исследователь Фонда Развития Интернет, координатор Линии помощи "Дети онлайн"

Минимизация проявлений поведенческих девиаций у обучающихся с ОВЗ через развитие коммуникативной компетентности педагогов

 

 

Скрипкина Надежда Витальевна, заместитель директора по учебной работе, Лындо Елена Геннадьевна, заместитель директора по дошкольному образованию, Чепышко Ольга Викторовна, учитель-логопед МБОУ «Школа – интернат №4 г. Челябинска», г. Челябинск

Особенности проведения психопрофилактической работы образовательных организаций с детьми различной возрастной категории

 

Шахова Любовь Витальевна, начальник отдела социально-психологических практик и сопровождения ТПМПК МКУ ЦРОиМП г. Воронеж

Деструктивные формы общения в родительских чатах и их влияние на межличностные отношения в детском коллективе

 

Богданова Елена Сергеевна, педагог-психолог ГБУ Городской психолого-педагогический центр, г. Москва

Проблемы эффективности и результативности социально-педагогической деятельности в ОО

 

Неценко Ольга Викторовна, кандидат исторических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики, ВГПУ

Духовно-нравственное воспитание как средство развития и профилактики

 

Ефименко Елена Васильевна, начальник отдела, педагог-психолог МБУДО ЦДО «Созвездие» г. Воронеж



2 площадка

ПАНЕЛЬНАЯ ДИСКУССИЯ

«Безопасность образовательной среды: современные подходы к оценке и сопровождению»

Руководитель: Смирнова Анна Валерьевна, психолог ГБУ ВО «ЦПППиРД»



ТЕМАТИКА ДОКЛАДА

 

ДОКЛАДЧИК

Особенности профилактики риска суицидального поведения в рамках средней общеобразовательной школы

 

Ушаков Всеволод Олегович, педагог-психолог МБОУ СОШ №95 г.о.г. Воронеж, кандидат псих. наук

Школа безопасности "Стоп угроза": как научить ребенка безопасному поведению

 

 

Воронцова Елена Анатольевна, руководитель и тренер детской Школы безопасности "Стоп угроза" г. Воронеж

Современные технологии антисуицидальной работы с подростками в условиях образовательной организации. Межведомственное взаимодействие органов и учреждений Челябинской области

 

Кондакова Ольга Николаевна, директор ГБОУ «Областной центр диагностики и консультирования», г. Челябинск

3 площадка

ИНТЕРАКТИВНАЯ СЕССИЯ

«Оказание психологической помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации» (1 день)

Руководитель: Насонова Дина Викторовна, главный специалист ГБУ ВО «ЦПППиРД»



8 октября 2018 года

РАБОТА ТЕМАТИЧЕСКИХ ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ПЛОЩАДОК

10.00-12.00

1 площадка

ИНТЕРАКТИВНАЯ ТРЕННИНГОВАЯ СЕССИЯ

«Я – родитель: методы профилактики и преодоления родительского

выгорания» (1 часть)

Руководитель: Шоломова Наталья Анатольевна, Гладких Иван Георгиевич, психологи ГБУ ВО «ЦПППиРД»



2 площадка

ПРАКТИКУМ

«Наративные практики в психолого-педагогическом сопровождении

детей, находящихся в ситуации травли»

Руководитель: Смирнова Анна Валерьевна, психолог ГБУ ВО «ЦПППиРД»



3 площадка

ДИСКУССИОННАЯ ПЛОЩАДКА

«Формирование команды единомышленников в педагогическом

коллективе - одно из условий позитивной социализации обучающихся»

Руководитель: Неценко Ольга Викторовна, кандидат исторических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики Воронежского государственного педагогического университета



4 площадка

ВИДЕОДИСКУССИЯ

«Достучаться до сердец»

Руководитель: Матвиенко Геннадий Валентинович, преподаватель МИКТ, психолог

 

5 площадка

ПРАКТИКУМ

 

«Использование маркеров игрового пространства в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, как средство укрепления и сохранения психофизического здоровья воспитанников»



Руководитель: Лукьянова Татьяна Владимировна, воспитатель МБДОУ БГО "Центр развития ребёнка - детский  сад № 18" г.о.г. Борисоглебск



«Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в работе с детьми младшего школьного возраста по профилактике и коррекции речевых нарушений»



Руководитель: Петренко Татьяна Александровна, учитель-логопед, педагог-психолог МКОУ СОШ №4, г. Острогожск



«Формирование межполушарного взаимодействия, функций программирования, регуляции и контроля у детей дошкольного возраста с использованием игровых приёмов»



Руководитель: Чукина Ирина Викторовна, учитель-логопед МКДОУ детский сад №1 г. Острогожск



«Практическая деятельность педагога-психолога ДОО по снятию психоэмоционального напряжения педагогов с использованием среды серной комнаты»



Руководитель: Капустина Ксения Сергеевна, педагог-психолог МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №199», Коротенко Анна Юрьевна, педагог-психолог МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №199», г. Воронеж



6 площадка

«Родительство XXI века. Я – родитель»

10.00-14.00

Руководитель: Тамахина Ирина Романовна, главный специалист ГБУ ВО «ЦПППиРД»

ТЕМАТИКА МАСТЕР - КЛАССА

 

МОДЕРАТОР

В гармонии с ребенком - игра как способ взаимопонимания между детьми и родителями – мастер - класс

 

Токарева Татьяна Александровна, педагог-психолог МБУДО ЦДО «Созвездие» г. Воронеж

Использование методов арттерапии в профилактике девиантного поведения подростков

 

Шишова Лариса Федоровна, педагог-психолог МБОУ «СОШ №101»

Навыки управления "трудным" поведением приемного ребенка через формирование и развитие здоровых психологических границ

 

Глазунова Жанна Ивановна, Давыдова Татьяна Николаевна, педагоги-психологи Г(О)БУ Центр "СемьЯ", г. Липецк



РАБОТА ТЕМАТИЧЕСКИХ ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ПЛОЩАДОК

12.20-14.00

1 площадка

ИНТЕРАКТИВНАЯ ТРЕННИНГОВАЯ СЕССИЯ

«Я – родитель: методы профилактики и преодоления родительского

выгорания» (2 часть)

Руководитель: Шоломова Наталья Анатольевна, Гладких Иван Георгиевич, психологи ГБУ ВО «ЦПППиРД»

2 площадка

ИНТЕРАКТИВНАЯ СЕССИЯ

«Оказание психологической помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации» (2 день)

Руководитель: Насонова Дина Викторовна, главный специалист ГБУ ВО «ЦПППиРД»

ТЕМАТИКА ДОКЛАДА

 

ДОКЛАДЧИК

Основные аспекты безопасности кризисного онлайн-консультирования

 

Ратникова Светлана Николаевна, Сырейщикова Екатерина Николаевна, педагоги-психологи ГБУ Городской психолого-педагогический центр, г. Москва



3 площадка

ИНТЕРАКТИВНАЯ СЕССИЯ

«Модель работы по запросу «Трудный класс» в восстановительном подходе. Дневник юного медиатора»

Руководитель: Щербакова Светлана Владимировна, методист ГБУ ВО «ЦПППиРД», Леонтьева Дарья Сергеевна, медиатор МКОУ

«Новохоперская ООШ»



9 октября 2019 года

ПРОГРАММА

Регионального салона психолого-педагогических технологий



РАБОТА ТЕМАТИЧЕСКИХ ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ПЛОЩАДОК

10.00-13.00

1 площадка

  1. Презентация интерактивной игры "Шаги безопасности" - «Профилактика буллинга среди несовершеннолетних: опыт реализации»

Модератор: Смирнова Анна Валерьевна, психолог ГБУ ВО «ЦПППиРД»



2. Презентация интерактивной игры "Город возможностей" - «Профилактика суицидального поведения подростков через игру: опыт реализации»

Модератор: Ильичева Юлия Борисовна, психолог ГБУ ВО «ЦПППиРД»

2 площадка

  1. Мастер-класс - «Сказкотерапия - современные подходы в профилактике профессионального выгорания педагога»

Модераторы: Гладышева Валерия Андреевна, Воронина Марина Александровна, психологи ГБУ ВО «ЦПППиРД»



2. Мастер - класс - "Танготерапия, как метод личностного роста"

Модератор: Матвиенко Геннадий Валентинович, преподаватель МИКТ, психолог



3.Мастер–класс «Использование психолого-педагогических технологий в работе по профилактике эмоционального выгорания педагога»

Модератор Колбе Елена Александровна, педагог-психолог КОУ ВО «Бобровская школа - интернат для детей-сирот с ОВЗ»



3 площадка

  1. Практикум - Применение телесноориентированных методов коррекции зависимых форм поведения подростков (булимия, анорексия, курение и т.д.)

Модератор: Болдеева Наталья Анатольевна, психолог ГБУ ВО «ЦПППиРД»



  1. Интерактивная площадка - «Помощь Мельпомены или театр как терапия агрессии»

Модератор: Тамахина Ирина Романовна, главный специалист ГБУ ВО «ЦПППиРД»



4 площадка

  1. Презентационная площадка - Сложный ребенок в учреждении образования: на стыке медицины и педагогики

Модераторы: Киреева Елена Игоревна, психолог, нейропсихолог.

Назарова Олеся Алексеевна, педиатр, кандидат медицинских наук, генеральный директор ГК Здоровый ребенок,

Дудник Оксана Евгеньевна, тренер ЛФК, специалист по работе с детьми с ОВЗ



  1. Мастер - класс - «Развитие навыков совместной деятельности для профилактики и коррекции нежелательного поведения у детей с ОВЗ»

Модератор: Шишкина Елена Владимировна, МКДОУ «Детский сад № 7 компенсирующего вида г.о.г. Нововоронеж»



  1. Мастер – класс «Формирование эмоционального интеллекта у дошкольников»

Модераторы: Величко Алла Михайловна, Копылова Марина Анатольевна воспитатели МКДОУ детский сад № 15 г. Острогожск



5 площадка

Интерактивный мастер-класс - «Использования современного оборудования в школе/саду/Центре»

Модератор: Смольянинова Наталья Михайловна, руководитель методического центра "ПИФАГАРД" ООО "Альма-Матер", игротерапевт Института Новых Технологий (ИНТ) г. Москвы, сертифицированный тренер интерактивных систем «SMART», «MIMIO»; по работе с образовательными конструкторами «LEGO Education»; ментальной арифметики;«Pertra», судья направлений «FIRST LEGO League», «Hello, Robot!» робототехнического фестиваля «РОБОФЕСТ» Программы «Робототехника: инженерно-технические кадры инновационной России»



6 площадка

        1. Мастер – класс - Игровой классный час по профилактике насилия в школе

Модератор: Воронцова Елена Анатольевна, руководитель и тренер детской Школы безопасности "Стоп угроза" г. Воронеж



        1. Презентация творческого проекта «КЛУБ НЕСКУЧНЫХ СЕМЕЙ»

Модераторы: Рыжкова Ольга Владимировна, заместитель директора по организационно – массовой работе, Власова Анастасия Сергеевна, педагог – организатор, Путилина Екатерина Михайловна, педагог-психолог, Премудрова Ирина Владимировна, педагог-психолог МБУДО ЦРТДиЮ г. Воронеж



10 октября 2019 года

11.00-15.00

Площадка

«Профилактика и коррекция зависимых форм поведения подростков: проблемы и пути их решения»

Модераторы: Горелова Татьяна Сергеевна – методист-психолог, г. Санкт-Петербург, Чуксин Андрей Владимирович – региональный директор НПФ «Амалтея», г. Санкт-Петербург

 



11 октября 2019 года

11.00-15.00

Площадка

«Профилактика и коррекция речевых нарушений»

Модераторы: Горелова Татьяна Сергеевна – методист-психолог, г. Санкт-Петербург, Чуксин Андрей Владимирович – региональный ди-ректор НПФ «Амалтея», г. Санкт-Петербург

 



ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ФОРУМА

 

Модераторы форума:

 

 

ПРИВЕТСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ФОРУМА

Уполномоченного по правам ребенка при губернаторе Воронежской области Поповой Ирины Николаевны

Архив. II региональный психологический Форум «Образование: территория психологической безопасности»

 

Уважаемые участники

II РЕГИОНАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФОРУМА «Образование: территория психологической безопасности»!



Сегодня, в условиях модернизации системы образования Российской Федерации, важность изучения, моделирования и проектирования среды, где происходит воспитание и формирование личности гражданина, где все ее участники могут находиться в состоянии психологической защищённости, а также, где созданы условия для формирования способности личности отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия, становится обязательным целевым ориентиром в работе каждого образовательной организации и педагога, показателем современного качества образования.

Дети проводят в детском саду, школе, колледже большую часть дня, поэтому сохранение и укрепление психологического здоровья дело не только семьи, но и педагогов. Большинство родителей озабочены проблемами безопасности ребенка в образовательной среде. Родителей волнует, что не всегда в обществе обеспечена защита прав и достоинств ребенка, их волнуют конфликты детей между собой и школьников с педагогами, беспокоит, чувствует ли ребенок себя в образовательной среде принятым, позитивно оцененным, уважаемым вне зависимости от его академических успехов. Именно поэтому образовательное учреждение должно стать не только местом, где учат и воспитывают, но и психологически безопасным, комфортным пространством.

Психологическое здоровье является основой жизнеспособности ребенка, которому в процессе детства и отрочества приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: овладевать собственным телом и собственным поведением, научиться жить, работать, учиться и нести ответственность за себя и других, осваивать систему научных знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить образ своего «Я». Психологическое здоровье — условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, поэтому ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы на его формировании в детстве. Современный учитель должен обращать внимание на базовые факторы, определяющие и обеспечивающие психологическую безопасность образовательного процесса.

Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта подразумевает создание психологической безопасности образовательного учреждения в качестве обязательного требования к условиям организации образовательного процесса. Практический опыт реализации стандарта, на сегодняшний день показал, что психолого-педагогическое сопровождение, реализующееся в программе психологической безопасности образовательного процесса, должно пронизывать все стороны взаимодействия обучающегося, родителей (законных представителей) и образовательного учреждения в процессах обучения, развития, воспитания и социализации детей и выступать мощным ресурсом профилактики асоциального поведения.

В ходе II РЕГИОНАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФОРУМА «Образование: территория психологической безопасности» будут представлены не только успехи и достижения психологов, но и вынесены на всеобщее обсуждение наболевшие вопросы, продиктованные, в частности, переменами, происходящими в обществе. Хочется пожелать всем участникам II РЕГИОНАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФОРУМА новых профессиональных открытий и успешной плодотворной работы.

 

 

 

Фотогалерея форума:

 

 

II Региональный Форум посетило 791 участник из 36 муниципальных районов, городских округов. Делегаты Форума приехали из 511 образовательных организаций региона.

282 специалиста из 31 образовательной организации стали он-лайн гостями Форума.

Активное участие в работе Форума приняли специалисты 7 регионов - Воронежская область, г. Москва, г. Рязань, г. Липецк, г.Челябинск, г. Курск, г,Санкт – Петербург.

Для гостей Форума в течении 5-х дней работало 19 площадок, на которых представлено было 34 мастер-класса, презентаций проекта, интерактивных сессий.

 

 

Участники форума делятся своими впечатлениями:

 

Семейко Елена Александровна, начальник отдела по обеспечению деятельности органов опеки и попечительства и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав:

Психологическая безопасность — условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, поэтому ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы на его формировании в детстве. Современный учитель должен обращать внимание на базовые факторы, определяющие и обеспечивающие психологическую безопасность образовательного процесса.

Практический опыт реализации Федерального государственного образовательного стандарта, на сегодняшний день показал, что психолого-педагогическое сопровождение, реализующееся в программе психологической безопасности образовательного процесса, должно пронизывать все стороны взаимодействия обучающегося, родителей (законных представителей) и образовательного учреждения в процессах обучения, развития, воспитания и социализации детей и выступать мощным ресурсом профилактики асоциального поведения.

В рамках Форума специалисты познакомились с современными психолого – педагогическими технологиями, научно – практическими исследованиями в области формирования безопасной среды.

Надеюсь, что заряд профессионального творчества, полученный участниками Форума, позволит педагогам реализовать более эффективно свой педагогический потенциал, использовать полученные знания и навыки в работе с детьми и родительской общественностью.

Попова Ирина Николаевна, Уполномоченный по правам ребенка при губернаторе Воронежской области:

Сегодня, в условиях модернизации системы образования Российской Федерации, важность изучения, моделирования и проектирования среды, где происходит воспитание и формирование личности гражданина, где все ее участники могут находиться в состоянии психологической защищённости, а также, где созданы условия для формирования способности личности отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия, становится обязательным целевым ориентиром в работе каждого образовательной организации и педагога, показателем современного качества образования.

Дети проводят в детском саду, школе, колледже большую часть дня, поэтому сохранение и укрепление психологического здоровья дело не только семьи, но и педагогов. Большинство родителей озабочены проблемами безопасности ребенка в образовательной среде. Родителей волнует, что не всегда в обществе обеспечена защита прав и достоинств ребенка, их волнуют конфликты детей между собой и школьников с педагогами, беспокоит, чувствует ли ребенок себя в образовательной среде принятым, позитивно оцененным, уважаемым вне зависимости от его академических успехов. Именно поэтому образовательное учреждение должно стать не только местом, где учат и воспитывают, но и психологически безопасным, комфортным пространством.

В ходе I РЕГИОНАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФОРУМА «Образование: территория психологической безопасности» представлены не только успехи и достижения психологов, но и вынесены на всеобщее обсуждение наболевшие вопросы, продиктованные, в частности, переменами, происходящими в обществе.

Хочется пожелать всем участникам I РЕГИОНАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФОРУМА новых профессиональных открытий и успешной плодотворной работы.

Мязина Светлана, преподаватель кафедры психологии и педагогики ИРО Липецкой области:

 

Спасибо большое Центру психолого-педагогической поддержки и развития детей города Воронежа за такую прекрасную возможность обмена профессиональным опытом! Мастер-классы, тренинги и круглые столы, которые мне посчастливилось посетить, отрыли для меня много новой информации и обогатили профессиональную копилку свежими практическими идеями и техниками! Надеемся на дальнейшее сотрудничество и желаем коллегам из Воронежа успехов в их нелегком труде!

Остапенко Галина, доцент, кандидат психологических наук, практикующий психолог:

 

Профилактика эмоционального выгорания педагогов - это одно из направлений работы Центра. Необходимость оказания психологической помощи всем субъектам ОО обусловлена не только социальным заказом, но и принятием ФГОС, а также заложенными в проекте стандарта педагога - психолога о выполнении им трудовой функции в консультировании педагогов по вопросам поддержанию ресурса в профилактике эмоционального выгорания. В рамках форума на третьей секции был проведен мастер-класс «Современные подходы к профилактике эмоционального выгорания педагога».

 

На этом занятии специалисты освоили на практике техники саморегуляции и стабилизации нервной системы, упражнения в рамках телесно-ориентированной терапии, арт – терапии - «Нарисуй облако», музыкотерапии в случае переутомления и симптомов эмоционального выгорания, а также познакомились с причинами возникновения симптомов эмоционального выгорания, которые изучены учеными: X.Фрейденбергом, К. Маслач, Е. Малер, В. Франклом, В.В. Бойко, Е.В. Орел и другими.

 

Хочется пожелать коллегам, участникам регионального форума здоровья и успехов !

Неценко Ольга Викторовна, кандидат исторических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики Воронежского государственного педагогического университета:

 

Участники круглого стола «Профилактика и коррекция девиантного и аддиктивного поведения: проблемы и пути решения» обсудили проблемы профилактики и коррекции девиантного поведения с точки зрения педагогических концепций и практического опыта специалистов помогающего профиля. На круглом столе выступили преподаватели ВГПУ, Воронежского института МВД РФ, педагоги-психологи, заместители директоров образовательных организаций по воспитательной работе, преподаватели учреждений СПО.

 

Интересными и практикоориентированными были выступления коллег из Рязани - Рогова Владимира, руководителя АНО «Центр защиты детей от интернет-угроз» и Пестова Сергея, генерального ди⁠ректора АНО «Интернациональный Центр Спасения Детей От Киберпреступлений» занимающихся проблемами обеспечения безопасности детей и подростков в интернете.

 

Современные профилактические технологии, внедрение которых показало свою эффективность представили Табацкая Ирина, руководитель интернационального клуба «Диалог культур» и Жданова Галина и Пащенко Галина, которые рассказали про организацию и проведение межрегиональной акции «Все краски творчества против наркотиков» на базе Россошанского филиала ГБПОУ ВО «Государственный педагогический колледж».

 

В рамках Переговорной площадки, посвященной проблеме проектирования профилактической среды, была проведена ролевая игра "Город и школа - без наркотиков!". Участники игры, примерив на себя роли различных профессиональных субъектов профилактики (врачей, инспекторов ПДН, педагогов и психологов, специалистов по делам молодежи и др.), а также роли родителей, бизнесменов, журналистов, священнослужителей, разрабатывали предложения в муниципальную программу профилактики употребления ПАВ школьниками и молодежью.

 

Участники площадок сделали вывод о необходимости тесного взаимодействия всех субъектов профилактики и усиления интенсивности воспитательной работы.


Насонова Дина, зам. руководителя Центра:

Многие из нас, к сожалению, переживали травмирующую ситуацию. После произошедшего состояние психики человека, а особенно ребенка настолько неустойчивое, что его можно сравнить с верхней точкой маятника. На дальнейшую траекторию может повлиять малейшее дуновение ветерка.

Первая психологическая беседа со специалистом после экстремальных происшествий имеет особый смысл и предназначение. Ведь в такие моменты люди, как никогда, нуждаются в помощи и поддержке.

Дебрифинг - это консультация человека или группы людей, переживших чрезвычайную ситуацию, чаще всего проходит в форме тренинга в первые двое суток после случившегося. На площадке мы обсудили возрастные особенности проведения дебрифинга, рассмотрели фазы работы с группой и обсудили специфику проведения дебрифинга с различными категорями (дети и родители, педагоги и психологи).

Гладышева Валерия, психолог:

Эмоции играют важную роль в нашей жизни. Они несут информацию о том, что происходит вовне и внутри человека, являются сигналами о потребностях и желаниях. Общение для ребёнка будет затрудненно, если он не способен, понимать эмоциональное состояние другого и передавать или управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека. При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний, определенного уровня развития.

На мастер-классе «Техники управления негативными эмоциями» были рассмотрены техники, методы, упражнения, которые позволят в игровой и безопасной форме сформировать у детей умения управлять, выражать свои чувства и эмоциональные реакций конструктивным способом.


Смирнова Анна, психолог:

Панельная дискуссия «Безопасность образовательной среды – современные подходы к оценке и сопровождению» позволила выйти за рамки традиционных представлений о сопровождении безопасности образовательного процесса. Создание практической модели оценки безопасности образовательной среды педагогами разных уровней позволили всесторонне понять проблемы и обозначить пути их решения.

Сложился новый взгляд на оценку и сопровождение в современном образовательном пространстве.

На мастер-классе «Кнут или пряник» – отражение детско-родительских отношений с помощью технологии МАК» психологи, работающие с метафорическими картами подтвердили известный факт, что подсознание сопротивляется быть проявленным. Работа с метафорическими картами нам помогла обойти это сопротивление и осознать причины неэффективных способов поведения, взаимодействия.

Метафорические карты хорошая технология для использования в психологии будь то семейная, индивидуальная или групповая.


Ильичева Юлия, психолог

Интерактивные технологии всегда являлись частью образовательного процесса. Однако сейчас, в современном образовательном пространстве, интерактивные техники занимают особое место. Опыт, получаемый участниками в ходе совместного решения задач, дискуссии, обмена мнениями, поиска информации является не только площадкой для совершенствования коммуникативных навыков, но и эмоционально сближает обучающихся, создает атмосферу творчества и продуктивной работы.

Создавая возможности для обучающихся в проявлении не только знаний, но и личных качеств, педагог моделирует позитивную образовательную среду. Игровые технологии предоставляют педагогам широкий ассортимент инструментов от новых форм интеллектуальных викторин до интерактивных квестов с использованием технического оснащения. Разнообразие данных инструментов было рассмотрено в рамках интерактивного кейс-шопа «Игра как форма профилактической работы с подростками». Педагоги, принявшие участие в работе площадки, получили не только представление об основных видах интерактивных технологий, но и комплекты игровых техник для профилактической работы с подростками, на основе которых они смогут смоделировать тематические разработки по своему профилю деятельности.

Гладких Иван, психолог:

Мамы и папы, приглашенные на тренинг «Какие Вы родители?», смогли примерить на себя различные роли родительства и стратегии реагирования на кризисные ситуации. Участниками группы были рассмотрены сложные ситуации воспитания детей, в том числе и приемных, что позволило получить знания, умения и навыки поиска эмоциональных ресурсов, новых подходов и альтернативных вариантов разрешения проблем в отношениях с детьми. Родители активно проявляли себя в ходе выполнения заданий и их анализа.

Соколова Екатерина, психолог:

В ходе мастер-класса «Работа с родителями по формированию у детей навыков безопасного поведения в ситуации общения с посторонними людьми» участники ознакомились с современными психолого-педагогическими аспектами мотивации родителей к ведению профилактической работы, а также с теоретическими основами и практическими методами обучения родителей формирования навыков безопасного поведения.

Создание "памятки безопасности" родителями вместе с детьми, интерактивная игра "Пути безопасности" – все это сделает обучение ребенка интересным, эмоционально насыщенным и он в игровой деятельности получает навыки безопасного поведения. Педагоги обсудили детские мифы, влияющие на формирование у ребенка навыков безопасного поведения.

Зенина Марина, методист:

 

Из года в год обучающиеся и педагоги активно принимают участие в областном конкурсе исследовательских работ обучающихся и педагогов образовательных организаций «Культура здорового и безопасного образа жизни детей и подростков». Интересные работы в этом году представили ведущие ВУЗы региона, преподаватели как с большим педагогическим стажем, так и молодые педагоги. Особо хочется отметить и работы самых юных исследователей, которым только исполнилось 10 лет!

 

Форум, посвященный проблемам формирования психологической безопасности образовательной среды не мог состояться без площадок для детей. Такой площадкой явилась Он-лайн презентация проектов лауреатов областного конкурса. В ходе мероприятия были представлены презентации исследовательских работ в номинациях «Исследования отношения подростков и молодежи к употреблению психоактивных веществ (сигарет, алкоголя, наркотиков)», «Эссе-исследование: «Безопасный интернет»; «Проекты по развитию здорового и безопасного образа жизни (в семье, школе, селе, городе)».

 

Трансляция Он-лайн презентации проектов проходила в онлайн – режиме, к которой присоединились обучающиеся 5-11 классов, родители, педагоги образовательных организаций Воронежской области.

 

Приглашаем Вас принимать активное участие в нашем областного конкурса исследовательских работ!

Турбина Всеволод, Микита Наталья, педагоги – психологи ЦРТДиЮ г. Воронеж:

 

Психологи, учителя, завучи, родители и все под одной крышей. Что заставило их всех собраться в одном месте? Ответ прост – знания. Точнее говоря желание узнавать, развиваться и делиться опытом.

 

Небольшое мероприятие, прошедшее в приятной рабочей атмосфере, с заинтересованными людьми, что может быть лучше для простого рабочего дня?

 

Огромная благодарность всем участникам и организаторам всё было прекрасно!

 

 

 

Матвиенко Геннадий, психолог:

Мужчины и женщины, занимаясь танго, меняются. В чем изменения? Мужчины становятся более мужественными, а женщины – более женственными. Прорабатываются социальные навыки, особенно межгендерные и повышается чувствительность к другому и к себе. Танготерапией, это:безопасная среда и понятный, целенаправленный терапевтический процесс. Танго — инструмент и контекст терапии, цель – личностные изменения через осознавание себя. Танго – метафора отношений: осознавая себя в танго есть возможность осознать что-то о себе в отношениях и то, чему научились в танго, можно интегрировать, перенести на другие сферы жизни. На мастер - классе МЫ учились вести и следовать; менялись ролями (мужчины следуют, женщины — ведут), чтобы лучше понять, что чувствует другой, как быть на его месте, как быть им; учимся тоньше и глубже чувствовать себя и партнера телесно и эмоционально; учились выражаем эмоции без слов, телом; осознаем себя в контакте, разбираемся, что и как чувствуем, почему воспринимаем и реагируем именно так, и как можем иначе. осваивали новые способы воспринимать и реагировать, расширяем спектр доступных вариантов и учились интегрировать осознанное и освоенное – переносим на отношения в паре, на любые межличностные взаимодействия.


Выбор фильма для проведения мастер-класса «Видеоклуб для всей семьи» был сделан сразу - короткометражный фильм «Цирк бабочек». Мнения участников:

«Это удивительный фильм. «Цирк бабочек» – один из лучших фильмов Вайгела, жизнеутверждающий и очень сильный по всей своей сути. В первую очередь, данный фильм о вере в свои силы и возможности. Он из тех, что заставляют смотреть на жизнь иначе – быть добрее и сильнее духом.»

«Каждому из нас не раз приходилось сталкиваться с людьми с ограниченными физическими возможностями в общественных местах: на улице, парке, транспорте и т. д. Но самое важное то, как мы относимся к таким людям. Кто-то смотрит на них с жалостью, кто-то с отвращением, иной – с безразличием, а другой относится к ним как к обычным людям.
На сегодняшний день и по телевидению, и в газетах, и по радио, и в Интернете говорят о людях с ограниченными возможностями, которых некоторые называют «отбросами общества».И вообще так стали говорить и о людях с трудными тяжелыми заболеваниями. Да, к сожалению, эта проблема для СМИ явилась немаловажной. Часто можно услышать, что инвалиды – это «нахлебники общества» и т. д. Правильно ли суждение общества об этих людях?!»

 

«Это фильм о инвалидах и правы ли те, кто унижать их .Однозначно нет. Они не правы. И я с ними не согласна. Как можно говорить такое, унижая их? Это неправильно, и они многого не понимают. Ведь они совсем не виноваты в том, какими они родились и не заслуживают такого обращения с ними. Многие не принимают инвалида (калеку) за человека. Некоторые отделяют их от общества, считая, что они «нелюди, отбросы общества», не заслуживающие уважения. Я же, напротив, думаю, что общество, не признающее калек и инвалидов, не заслуживает уважения. Таким образом, если они не уважают их, то сами не достойны уважения. Этот фильм однозначно рекомендую к просмотру…….»

«Фильм «Цирк бабочек» с удивительной силой воздействует на зрителя. События в нем затрагивают душу, заставляют смотреть на жизнь иначе – быть лучше и верить в свои возможности.
Просмотрев этот фильм вы узнаете о нелегкой жизни человека с ограниченными возможностями Уилла. В начале фильма люди считали его уродом, безобразным творением природы. В последующем он сам смирился с этой участью. И лишь когда Уилл сам поверил в свои силы, им стали восхищаться как «самым сильным человеком». Главный герой доказал, что тоже может быть сильным. Только вот эта сила проявляется в ином: стремлении жить той же полноценной жизнью, что и другие люди»

 

«Смысл это фильма о тех людях, на которых общество уже поставило крест, но которые нашли в себе силы поверить в свои удивительные возможности, познакомитесь с замечательными людьми, работниками цирка и директором цирка Мэндесом, подарившим им бесценную надежду и желание верить и стремиться»

 

«Просмотрев повесть «Цирк бабочек», вы, конечно, поймете, что истинное счастье – это уверенность в том, что нас любят, любят за то, что мы такие, какие мы есть, или несмотря на то, что мы такие, какие мы есть.
Я думаю, что человек счастлив тогда, когда он ценит свою жизнь. После просмотра фильма я еще раз убедилась в этом. Это люди, достойные уважения! Несмотря на все невзгоды, они продолжают жить и радоваться каждому дню. Они каждый день в борьбе, а каждый прожитый день для них – это уже победа. Мое мнение, что надо показывать этот фильм в школе».


Участники Форума:

Региональный психологический форум – один из наиболее ярких, интересных и продуктивных форумов. Помимо ярких эмоций, мы получили огромный опыт в работе по своему направлению, а также гору полезной информации от лучших психологов регион страны.

 

Форум дал мне множество полезных знакомств, мотивацию, знания, о психолого-педагогических технологиях будущего, понятие о том, в каких сферах следует развиваться.

 

Ездила на форум впервые. Все очень понравилось: дружелюбная атмосфера, профессиональный дух, отличная на мой взгляд, организация форума. Познакомилась со многими интересными людьми, нашла единомышленников, установила рабочие контакты на дальнейшее сотрудничество.

 

Рада, что была возможность активно задавать вопросы и получать ответы от гостей и ведущих

 

Это было просто замечательно! Яркое впечатление производят люди, которые были вместе со мной – многогранные, общительные, профессионалы, любящие свою работу, детей, у которых есть чему поучиться и с которыми есть о чем поговорить.

В первую очередь этот форум принес полезные контакты. Во вторую очередь, конечно, полезен был практикум, который помог понять, чего я хочу, могу и что еще не знаю как педагог, находящийся в начале пути... И третье, конечно, это интересные спикеры, которые дали много полезного и нужного для работы… Я считаю, мне принесло это огромную пользу и бесконечно благодарна за это форуму!

 

Уровень 1 регионального психологического ФОРУМА действительно поражает! Отличные условия, отличная программа! Лично я получил мощный импульс, зарядивший меня на дальнейшую деятельность!

Впервые была на форуме такого масштаба и все еще нахожусь под большим впечатлением!

 

Очень понравилась структура форума. Каждый день был насыщен новыми эмоциями, впечатлениями, а главное знаниями. Все дни ты находишься в идеальных условиях, в окружении людей с которыми все время хочется общаться, обмениваться опытом.