ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
«ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ»

1.    Проводите вместе свободное время.
Конечно, важно проводить время с детьми и разговаривать с ними. Но не менее важно планировать общие интересные дела - походы, посещение музеев, театров, спортивных соревнований. Нужно как можно активнее развивать круг интересов детей, чтобы дать им альтернативу.
2.    Знайте друзей своих детей.
Убедитесь в том, что вы знаете, с кем дружит ваш ребенок, общайтесь с его друзьями, даже если бы вы сами не выбрали их в компанию своему ребенку. Пусть они приходят к вам в дом или вам должно быть известно место, где они собираются. Только в таком случае у вас будет возможность хоть как-то влиять на то, что происходит.
3.    Рассказывайте детям о себе.
Не стесняйтесь говорить детям о своей юности и о проблемах, с которыми вы сталкивались в этот период.Детям часто трудно представить, что вы тоже были молодыми. Не боитесь говорить ребенку о своем детстве, молодости, о тех ошибках, которые сами совершали. Если вы можете поделиться с ребенком своими неудачами, проблемами, он легче увидит в вас не только родителя, но и друга, с которым и он может поделиться. Приучите себя и своего ребенка, что проблемы можно обсуждать. Разделенная беда - это полбеды, как говорят.
4.    Избегайте попыток казаться слишком понимающим.
Избегайте таких высказываний как «Я отлично знаю, что ты чувствуешь». Подростки уверены, что они неповторимы, уникальны в своем роде.
5.    Разговаривайте и действуйте как взрослый.
Не соперничайте с подростком, ведя себя так, как он, или используя молодежный жаргон. Подростки нарочно принимают стиль жизни, отличный от стиля жизни их родителей, и это тоже составляет часть процесса формирования их личности.
6.    Одобряйте подростка и поддерживайте его сильные стороны.
Ограничьте комментарии, относящиеся к дурным сторонам характера подростка.
7.    Избегайте акцентировать слабые стороны подростка.
При обнаружении другими слабых сторон характера подросток чувствует боль. А если причина этой боли - родители, то она дольше не проходит.
8.    Помогите подростку самостоятельно мыслить.
Не усиливайте зависимость от вас. Говорите языком, который поможет развить независимость: «Это твой выбор», «Сам реши этот вопрос», «Ты можешь отвечать за это», «Это твое решение». Родители должны подводить детей к самостоятельному принятию решений и учить сомневаться в правильности мнений ровесников.
9.     Уважайте потребность в уединении, в личной жизни своего ребёнка.
Этот принцип требует некоторой дистанции, что может показаться для многих родителей невозможным.
10.    Избегайте громких фраз и проповедей.
Попробуйте разговаривать, а не читать лекции. Избегайте заявлений, типа: «Когда я был в твоем возрасте...».
11.    Не навешивайте ярлыков.
«Аня глупая и ленивая. Она никогда ничего не добьется». Такое «навешивание ярлыка» ведет к тому, что предсказание исполняется само собой. Ведь дети склонны соответствовать тому, что о них думают родители.
12.    Избегайте неоднозначных высказываний.
Обращение родителя к подростку должно содержать одну информацию: понятный запрет, полное доброжелательности разрешение или открытую возможность сделать выбор.
13.     Избегайте крайностей в воспитании.
Неправильно давать полную свободу так же, как неверно и «закручивать гайки».
14.    Сохраняйте чувство юмора.
Умейте сохранять это качество, с помощью юмора можно разрядить обстановку и взглянуть на ситуацию по-другому.

Литература:
Шаг за шагом от наркотиков. // Книга для родителей, СПб., 1999

Материал подготовлен специалистом 
ГБУ ВО «ЦПППиРД»

Крамарем Сергеем Михайловичем