ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
«ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ»

     

     29 августа 2023 методист ГБУ ВО ЦПППиРД Щербакова С.В. выступила с докладом на заседании Общественного совета при департаменте образования Воронежской области с докладом «Профилактика агрессивного поведения в школе (буллинг)».

     Профилактическая работа направленная на предупреждение агрессивного поведения обучающихся в школе, в том числе в форме буллинга в образовательных организациях Воронежской области ведется по нескольким направлениям:

     Задача по созданию и поддержанию безопасной среды в образовательных организациях предполагает необходимость не только изучения различных аспектов отношений между участниками образовательных отношений, одним из которых выступает феномен буллинга (травли), но и выработку соответствующих мер. Изучение случаев буллинга показывает, что практически всем случаям травли предшествуют затяжные негативные межличностные отношения, которые развиваются на глазах сверстников, педагогов и родителей.

     В целях повышения эффективности межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики департаментом образования Воронежской области разработаны документы, позволяющие системно использовать имеющиеся ресурсы при выявлении фактов буллинга (травли). Мероприятия по созданию и поддержанию безопасной среды в образовательных организациях включены в межведомственные комплексные планы и предусматривают комплексы мер по совершенствованию системы профилактики среди несовершеннолетних.

     В области создана региональная модель психолого – педагогического сопровождения обучающихся образовательных организаций, направленная на психологическое сопровождение субъектов образовательной среды (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогов).

     Педагог-психолог, включаясь в работу с ситуацией буллинга, при необходимости осуществляет диагностическую и психокоррекционную работу с обучающимися. Основные мишени такой работы: диагностика и коррекция агрессии, улучшение навыков психоэмоциональной саморегуляции, развитие морально-нравственного сознания «преследователей»; развитие коммуникативных навыков, социальной компетентности, коррекция самооценки у детей, ставших объектом травли; усиление атмосферы

     Стратегическим направлением работы психологов и классных руководителей является обучение детей и подростков позитивному мышлению, стрессоустойчивости, умению решать конфликты и противостоять давлению среды.

     Основу для формирования безопасного пространства в образовательном учреждении создает Школьная медиация, что позволяет разрешать конфликты, выявляя их причины, защищать детей и подростков от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающих, корректировать поведение тех, кто уже оступился. Кроме того, медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми-школьниками, между детьми и взрослыми. Количество проведенных процедур медиации и урегулированных конфликтных ситуаций свидетельствуют об эффективности данной технологии.

     В 2022-2023 учебном году медиаторами было разрешено 655 из 712 поступивших конфликтных ситуаций. Информация о конфликтах поступает непосредственно от участников конфликтных ситуаций (несовершеннолетних или их законных представителей) и по запросу комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

     Для координации деятельности служб медиации муниципального района на основании приказов отделов образования в 33 муниципальных образованиях Воронежской области созданы территориальные службы медиации, 11 из которых организованы на базе отделов образования.

     С целью оказания доступной, профессиональной психологической помощи всем субъектам образования (обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогам), консультативно-методической помощи администрации образовательной организации в ситуации буллинга, агрессивного поведения несовершеннолетних и иных кризисных и чрезвычайных ситуаций, требующих сопровождения социально-психологической службы в 2022-2023 учебном году созданы 34 муниципальные Мобильные антикризисные бригады. В состав бригад включены психологи, педагоги, прошедшие специальную профессиональную подготовку.

     Основная задача Антикризисной бригады - профилактика возникновения у пострадавших отдаленных психических последствий в результате воздействия психотравмирующего события и проведение превенции возможных рисков социально-психологической дезадаптации обучающихся и реализует комплекс мер по оказанию экстренной и кризисной психологической помощи субъектам образовательной среды Воронежской области, профилактике различных видов нарушений поведения обучающихся.