ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
«ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ»

 

 

30 июля 2020 года в рамках проекта «#ОнлайнТерриторияКаникул» в группе «Поколение рунета» в социальной сети «Вконтакте» прошел он-лайн опрос, в котором приняли участие 66 обучающихся, их родители и педагогические работники.

Медиация является наиболее мягкой формой альтернативного разрешения споров. Во время процедуры медиации стороны, участвующие в конфликте, самостоятельно приходят к взаимовыгодному решению, опираясь на опыт, знания и умения медиатора. Разрешение спора полностью зависит от воли самих спорящих.

Для изучения отношения участников проекта к процедуре медиации как наиболее эффективному способу урегулирования конфликтных ситуаций между субъектами образовательного процесса нами был проведен опрос в соответствии с заданной темой.

Он-лайн опрос в группе «Поколение рунета» показал, что в основном большинство респондентов сталкиваются с конфликтами иногда, у следующей категории опрошенных в их жизни конфликты возникают редко и у небольшой части опрошенных конфликтные ситуации возникают часто. Конфликты (от латинского – «confliktus» – столкновение), как известно, представляют собой «столкновение, противоречие, возникающее между людьми, коллективами в процессе их совместной трудовой деятельности из-за непонимания или противоположности интересов, отсутствие согласия между двумя или более сторонами».

Рисунок № 1. Результаты ответов на вопрос «Часто ли в вашей жизни возникают конфликты? (выбрать один вариант ответа)»

А у нас опрос

Как свидетельствуют результаты опроса, опрошенные отвечая на вопрос «В какой области вашей жизни чаще всего возникают конфликты?» большинство респондентов на первое место ставят область учебной деятельности, на второе конфликты в семье.

Рисунок № 2. Результаты ответов на вопрос «В какой области вашей жизни чаще всего возникают конфликты? (выбрать один вариант ответа)»

А у нас опрос

По результатам опроса можно увидеть, что большинство респондентов немного слышали о медиации, следующая категория опрошенных участвовали в процедуре медиации, другая часть опрошенных довольно хорошо знакомы с данной процедурой, и лишь небольшая часть опрошенных совсем ничего не знают о медиации. Это говорит о том, что не все участники опроса знают суть и возможности такого метода разрешения конфликтов как медиация.

Рисунок № 3. Результаты ответов на вопрос «Что вы знаете о медиации? (выбрать один вариант ответа)»

А у нас опрос

Определяя отношение участников опроса к медиации можно увидеть, что большинство опрошенных считают медиацию наиболее результативным и эффективным методом разрешения конфликтов, следующая категория опрошенных слишком мало знают о медиации, чтобы судить о ее эффективности в процессе урегулирования конфликтных ситуаций, и несколько человек считают, что это очередное иностранное слово.

Рисунок № 4. Результаты ответов на вопрос «Ваше отношение к медиации»

А у нас опрос

Медиация, являясь специальным видом деятельности педагога, направлена на нормализацию отношений между конфликтующими сторонами. Определяя знают ли участники опроса кто в их образовательной организации занимается медиацией, можно увидеть по результатам, что большинство опрошенных знают, педагогического работника который занимается медиацией в их образовательной организации, следующая категория опрошенных затруднились ответить на данный вопрос и небольшая часть респондентов не знают кто в их школе или другой организации занимается медиацией.

Рисунок № 5. Результаты ответов на вопрос «Знаете ли вы, кто в Вашей образовательной организации занимается медиацией? (выбрать один вариант ответа)»

А у нас опрос

На вопрос «Хотели бы вы в будущем освоить профессию медиатора?» опрошенные ответили следующим образом: на первое место большинство респондентов ставят ответ как «затрудняюсь ответить», на второе «да» и на третье «нет».

Рисунок № 6. Результаты ответов на вопрос «Хотели бы вы в будущем освоить профессию медиатора? (выбрать один вариант ответа)»

А у нас опрос

Медиация не может состояться и быть успешной без наличия и соблюдения ряда определенных компетенций со стороны медиатора. Определяя какие компетенции по мнению участников опроса наиболее важны в деятельности медиатора, по результатам опроса можно увидеть, что большинство респондентов считают все перечисленные компетенции верными (профессионализм, беспристрастность, умение работать с эмоциями, умение идентифицировать конфликт), следующая категория опрошенный считают наиболее значительной такую компетенцию как профессионализм, другая часть опрошенных считают умение работать с эмоциями наиболее важной компетенцией в работе медиатора, и небольшая часть опрошенных в одинаковом процентном соотношении считают беспристрастность и умение идентифицировать конфликт главными компетенциями в профессиональной деятельности медиатора.

Рисунок № 7. Результаты ответов на вопрос «Как вы думаете, какие компетенции наиболее важны в работе медиатора? (выбрать один вариант ответа)»

А у нас опрос

По результатам опроса респонденты на первое место ставят возможность сохранить хорошие отношения с конфликтующей стороной, на второе – добровольность процедуры, на третье – конфиденциальность процедуры, на четвертое – отсутствие наказания, и на пятое – возможность не обращаться в суд.

Рисунок № 8. Результаты ответов на вопрос «Какие возможности медиации для вас наиболее привлекательны? (выбрать до двух вариантов ответа)»

А у нас опрос

По результатам опроса можно сделать вывод, что участники опроса знают о процедуре медиации, но необходимо дальше информировать и просвещать обучающихся, родителей и педагогических работников о данном способе урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения. Также участники опроса знают кто в их образовательной организации занимается медиацией, какие компетенции в профессиональной деятельности медиатора являются наиболее важными.

Процесс обучения довольно сложен, и включает в себя не только учебные ситуации, но и совершенно различные слои взаимоотношений огромного количества субъектов образовательного процесса. Неизбежно, что в ходе такого взаимодействия участники образовательного процесса бывают вовлечены в различные конфликтные ситуации.

Урегулирование конфликта с участием третьей стороны обычно благоприятно влияет как на завершение конфликта, так и на создание благоприятной, доброжелательной атмосферы в учебном заведении.

Распространение культуры медиации, её ценностей и принципов в образовательной организации позволяет людям, оказавшимся в конфликтной ситуации, сохранять уверенность и быть готовыми к разрешению конфликта, осознавая при этом свою ответственность за принятые решения.

Медиативный способ выхода из конфликтных ситуаций позволяет подросткам избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию, избежать повторения подобного в будущем.