ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
«ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ»

 

С 1 июня по 4 июня 2020 года в рамках проекта «#ОнлайнТерриторияКаникул» в группе «Поколение рунета» в социальной сети «Вконтакте» прошла Неделя он-лайн опросов, в котором приняли участие 278 обучающихся, их родители и педагогические работники.

Глобальная сеть Интернет в наши дни привлекает пользователей разных возрастов своими информационными ресурсами и сервисами. На начало 2020 года более 4,5 миллиарда людей пользуются интернетом, а аудитория социальных сетей перешла за отметку в 3,8 миллиарда. Интернет для многих не просто место добывания информации, но и пространство общения, новых знакомств, виртуальной дружбы, прохождения различных онлайн-курсов для саморазвития и самосовершенствования. Человек пытается обозначить свое место в новом для него мире информации и находит виртуальных друзей, забывая о настоящих.

Для изучения отношения подрастающего поколения к сети Интернет, публикации своих персональных данных, возможных последствий нахождения в интернет пространстве нами был проведен опрос в соответствии с заданной темой.

Он-лайн опрос в группе «Поколение рунета» показал, что в основном большинство респондентов сообщают о себе в профиле социальной сети «фамилию», «фотографии, на которых ясно видно лицо» и «точный возраст», такие варианты ответов как «название/номер школы», «завышенный возраст», «номер телефона», «адрес» были выбраны в меньшем процентном соотношении.

Гистограмма № 1. Результаты ответов на вопрос «Что ты сообщаешь о себе в профиле социальной сети?»

   А у нас опрос….

Несмотря на то, что интернет предоставляет огромное количество возможностей, современные подростки регулярно сталкиваются с онлайн-рисками. Особое место в перечне опасностей, с которыми можно столкнуться при использовании интернета, занимают проблемы защиты персональных данных и управления ими. На сегодняшний день у большинства онлайн-пользователей существует четкое понимание того, что свою частную жизнь и ее важнейшую составляющую - персональные данные необходимо защищать. Для этой цели существуют специально разработанные различные средства, от паролей до сложных ключей, идентификаторов, электронных цифровых подписей. Однако риски распространения и ненадлежащего использования персональных данных достаточно высоки поскольку среди пользователей остается достаточно большое количество неопытных как среди взрослых, так среди детей школьного возраста. Приватность, означающая частную жизнь и право личности на неприкосновенность, становится все более значимой общечеловеческой проблемой в связи с интенсивным развитием инфокоммуникационных технологий. Именно поэтому нам было интересно узнать отношение участников проекта к публикации их персональных данных в интернет пространстве. По результатам видно, что в основном опрошенные считают, что если соблюдать определенные правила безопасности в сети Интернет, то данное пространство вполне безопасно, хотя небольшая часть считают, что сеть Интернет является опасной платформой и иногда может привести к различным неприятностям и проблемам. К сожалению, среди респондентов присутствует мнение, что информационная сеть Интернет является абсолютно безопасной. Это говорит о том, что все же не все пользователи осознают важность соблюдения определенных правил безопасного использования сети Интернет и размещения своих персональных данных.

Гистограмма № 2. Результаты ответов на вопрос «Твое отношение к публикации своей персональной информации в сети Интернет»

   А у нас опрос….

 

Что касается частоты использования интернета респондентами, то больше половины опрошенных используют сеть Интернет несколько раз в день, небольшая часть всегда онлайн или использует сеть каждый день или почти каждый день, и только минимальная часть респондентов используют редко или несколько раз в неделю. Это говорит, что подавляющее большинство респондентов используют интернет каждый день, т.е. очень интенсивно.

Гистограмма № 3. Результаты ответов на вопрос «Как часто ты выходишь в Интернет?»

   А у нас опрос….

Анализируя вопрос отношения родителей к деятельности детей в сети Интернет видно, что в основном большей части респондентов разрешают свободно пользоваться интернетом и не их ограничивают во времени, для некоторой части опрошенных родители устанавливают определенный временной режим и следят за тем, какие сайты они посещают, также наиболее меньшей части респондентов родители или другие взрослые либо запрещают пользоваться интернетом вообще или разрешают заходить в интернет только в их присутствии.

Важной частью профилактики безопасного поведения детей в интернете является просвещение родителей о значение интернета, его возможностей, его опасностей.

Гистограмма № 4. Результаты ответов на вопрос «Как твои родители относятся к твоей деятельности в Интернете?»

   А у нас опрос….

Опрос показал, что, в целом, большая часть респондентов используют сеть Интернет с целью выхода в социальные сети, чаты, блоги, подготовки к урокам (в учебных целях), скачивание музыки, видео и т.п., участия в образовательных и творческих интернет-проектах и т.д.

Гистограмма № 5. Результаты ответов на вопрос «Для чего ты используешь Интернет?»

    А у нас опрос….

Наличие страницы в одной из социальных сетей – практически неотъемлемая часть коммуникаций в интернете. Дети также обращаются к регистрации в социальных сетях, прежде всего, чтобы удовлетворить свои потребности в общении, а также неком позиционировании своей личности в интернет-пространстве. По результатам опроса можно сделать вывод, что чаще всего общение в интернете у опрошенных происходит с людьми, знакомыми в реальной жизни. Несколько человек общается в интернете с незнакомыми людьми, что вызывает определенное беспокойство.

Гистограмма № 6. Результаты ответов на вопрос «Чаще всего в сети Интернет тебе приходится общаться»

   А у нас опрос….

Для выхода в сеть большинство опрошенных использует телефон и небольшая часть выходит в интернет-пространство с компьютера.

Гистограмма № 7. Результаты ответов на вопрос «Какие устройства вы используете для выхода в Интерне?»

   А у нас опрос….

Еще одним важным моментом является доступ к профилю и отдельным категориям персональной информации. В настоящий момент зарегистрироваться в социальной сети «ВКонтакте», имея мобильный телефон, может любой пользователь.

Следовательно, в тех случаях, когда подросток оставляет свой профиль полностью открытым (у него выставлена настройка «Страница видна всем пользователям социальной сети»), это автоматически означает открытый доступ к его персональной странице. По результаты опроса видно, что в основном респонденты выбирают в социальной сети степень приватности – только для друзей, но также небольшая часть опрошенных не ставит на своих страницах степень приватности и персональные данные, опубликованные на их личной странице видны всем пользователям сети. Также следует отметить, что среди респондентов есть представители, личные страницы которых не видны никаким пользователям интернет пространства.

Гистограмма № 8. Результаты ответов на вопрос «Какую степень приватности Вы выбираете для личной страницы в социальных сетях?»

   А у нас опрос….

Существует определенный список сайтов, запрещенных для использования детьми. Кроме того, есть сферы общественной жизни, которые не рекомендуемы детям для ознакомления. Дети должны знать о такого рода ограничениях. По результатам опроса видно, что в целом почти у большей половины респондентов не установлены на компьютерах программы, ограничивающие вход на сайты, а меньшая половина использует данные программы в процессе использования компьютеров и посещения различных сайтов.

Гистограмма № 9. Результаты ответов на вопрос «Установлены ли на твоем компьютере программы, ограничивающие вход на сайты?»

   А у нас опрос….

Главная опасность Интернета для детей, пожалуй, заключается в том, что зная многое о его возможностях, они весьма не в полной мере осведомлены о тех опасностях, которые он таит, в частности, о возникающей при длительном неконтролируемом пользовании Интернет-зависимости. Именно поэтому нами были разработан следующий блок вопросов, касающийся опасностей, рисков в сети интернет.

Как показало исследование, в основном все респонденты считают, что в интернет пространстве можно столкнуться различными опасностями со стороны интернета. Стоит отметить, что даже осознавая определенную опасность со стороны Интернета, зачастую взрослые не имеют представления о характере ожидаемых рисков и, следовательно, не понимают, как именно предостеречь появление интернет-зависимости или какого-либо из интернет-рисков в жизни детей.

Гистограмма № 10. Результаты ответов на вопрос «Как ты считаешь, есть ли опасность в Интернете?

   А у нас опрос….

В ходе анализа следующего вопроса видно, что в целом респонденты не сталкивались в интернет-пространстве с неприятными случаями, но все же небольшая часть встречались в сети с определенными неприятными случаями, ситуациями.

Гистограмма № 11. Результаты ответов на вопрос «Был ли у тебя какой-либо неприятный случай, связанный с Интернетом?

   А у нас опрос….

На вопрос «С какими проблемами и опасностями ты сталкивался в сети Интернет?» респонденты ответили следующим образом, в основном это – неэтичная и навязчивая реклама, вредоносные программы , навязчивое общение со стороны незнакомых людей онлайн-мошенничеств, попытки посторонних узнать личную информацию, также опрошенные в меньшем процентном соотношении, но все выделил, что некоторые либо не сталкивались с вышеобозначенными опасностями или столкнулись с кибербуллингом (неоднократное умышленное агрессивное поведение, направленное против кого-то с целью унижения его достоинств) и экстремизмом.

Гистограмма № 12. Результаты ответов на вопрос «С какими проблемами и опасностями ты сталкивался в сети Интернет?

   А у нас опрос….

Проблема контакта с нежелательным, негативным контентом является одной из самых острых. Размещение этого контента, может иметь противозаконный характер. К негативному контенту относится целый спектр информации, распространение которого нарушает либо права, либо законные интересы пользователей. По результатам видно, что в целом респонденты осведомлены кому можно сообщить о незаконном и негативном контенте в интернет-пространстве, например, на «горячую линию», на специальные сервисы интернет-провайдеров, в правоохранительные органы. Также по результатам видно, что некоторая часть не осведомлена кому они могут сообщить о незаконном и негативном интернет-контенте и также у небольшой части опрошенных возникли трудности с ответом на данный вопрос и они затруднились ответить на вопрос. К сожалению такой вариант как «общественные или образовательные организации» был выбран респондентами в самом минимальном процентном соотношении.

Гистограмма № 13. Результаты ответов на вопрос «Знаешь ли ты кому можно сообщить о незаконном и негативном контенте в Интернете?   А у нас опрос….

 

В заключительной части опроса нами был задан следующий вопрос «Необходимо ли тебе больше информации о защите в Интернете?», как мы видим по результатам опроса большинство респондентов хотели бы знать больше информационной и просветительской информации, касающейся защите своих персональных данных в сети, безопасного использования интернет-пространства.

Гистограмма № 14. Результаты ответов на вопрос «Необходимо ли тебе больше информации о защите в Интернете?

   А у нас опрос….

В результате проведенного опроса можно сделать вывод, что ситуация в отношении рисков, опасностей, связанных с персональными данными, остается тревожной. Практически каждый второй респондент входит в группу риска по ненадлежащему хранению и распространению персональных данных и может пострадать от угроз, связанных с персональной информацией.

Данный опрос позволил нам выявить определенные модели поведения детей и подростков в Интернете, узнать о частоте посещения Интернета, занятиях в сети, а также о специфике родительского контроля при использовании Интернета.

Нужно отметить, что подавляющее число опрошенных, пользующихся интернетом, зарегистрировано в социальных сетях и активно использует их для общения. Однако в социальные сети вбрасывается огромное число самого различного контента, который не всегда безопасен для детей и даже взрослых. Поэтому очень важно ограждение детей от нежелательной информации, но выраженное в аккуратной и корректной форме. В этой работе большую роль играют учителя и родители.

Проблемой столкновения с различными видами онлайн-рисков следует заниматься всем участникам учебно-воспитательного процесса: не только классным руководителям и учителям-предметникам, но также психологам и социальным педагогам, также необходимо привлекать и родителей. Ярким примером таких объединенных действий можно назвать проект «#ОнлайнТерриторияКаникул».